Найти тему
Авиационное обозрение

Какие радиостанции применялись в ВВС РККА во время Великой Отечественной войны? Часть первая.

Здравствуйте. Затронем одну из узкоспециализированных тем, которая касается использованию радиосвязи в авиации. Конкретнее мы остановимся на общей классификации применяемых типах самолетных радиостанций во время Великой Отечественной войны. Для советских вооруженных сил радиосвязь была достаточно острой проблемой, которая требовала комплексного решения. Вопросам ее повсеместного внедрения уделялось недостаточно внимания и ресурсов. Нам не хватало качественных образцов военной техники, производственных мощностей для массового выпуска, а самое главное- это понимания со стороны высшего командного состава о важности роли качественной радиосвязи в современной войне. Это было достаточно серьезным упущением со стороны ответственных лиц. Так получилось что к началу войны мы имели серьезное отставание по многим ключевым моментам в оснащении войск радиосвязью. Однако нельзя сказать что в Советском Союзе вообще не предпринимали шагов по исправлению складывающийся ситуации. Что касается авиации, то к примеру еще в первой половине тридцатых годов были разработаны такие самолетные радиостанции как 11СК (для тяжелых бомбардировщиков), 13СК (для легких бомбардировщиков), 14СК (для разведчиков и корректировщиков огня), 15СК (для истребителей). Как мы видим тогда проявилась тенденция к делению типов радиостанций в зависимости от класса летательного аппарата. Она же сохранилась и далее. К концу тридцатых годов были разработаны новые образцы самолетных радиостанций. Для истребительной- серия РСИ, для разведывательной- серия РСР, а для бомбардировочной авиации- серия РСБ. Но стоит отметить, что несмотря на наличие собственных разработок в предвоенные годы, боевые самолеты практически не оснащались радиостанциями. Кроме того, в некоторых источниках указано, что даже был издан приказ снять их с уже оборудованных машин. Точные причины принятия этих решений назвать сейчас сложно, но по сути они были ошибочными. Даже не побоюсь этого слова преступными. Это привело к тому что на начальных этапах войны авиационные соединения практически не имели связи с командными пунктами, постами воздушного наблюдения и оповещения, а также наводчиками в наземных подразделениях. Что естественно в разы снижало эффективность применения как истребительных, так и бомбардировочных и штурмовых соединений. Нам пришлось учиться на своих ошибках и в срочном порядке решать множество проблем. Ситуация стала исправляться только ближе к середине войны. Самолеты строевых частей военно-воздушных сил оснащались радиостанциями как собственной разработки (к примеру такие как РСИ-3, РСИ-4, РСИ-6, РСР-1, РСР-2бис, РСБ, РСБ-бис, РСБ-3бис), некоторым количеством трофейных немецких изделий (к примеру FuG-7A, FuG-10, FuG-17 и другие), так и поставленными иностранными образцами (американскими и английскими) по программе Ленд-Лиза (к примеру SCR-274-N). Итого три большие группы. Сегодня мы начнем подробно рассматривать самолетные радиостанции собственной разработки. Также стоит добавить что данный обзор будет носить вводный характер и в дальнейшем мы продолжим выпускать новые публикации по мере сбора материала по уже конкретным образцам данного типа военной техники (к примеру непосредственно по радиостанции типа РСИ-3). Соответственно по аналогичному принципу будут выходить и статьи по другим группам- трофейным и западным изделиям.

Подготовка к вылету Су-2 из 135-го ББАП. Источник фото: https://waralbum.ru/
Подготовка к вылету Су-2 из 135-го ББАП. Источник фото: https://waralbum.ru/

Советские самолетные радиостанции семейства РСР.

Как уже отмечалось выше, радиостанции данного типа были разработаны для применения в разведывательной авиации (однако устанавливались и на бомбардировщики). Они же были меньше всего распространены. Можно выделить две основные модификации это РСР-1 и РСР-2бис. Это были приемо-передающие, телефонно-телеграфные, симплексные, коротковолновые станции предназначенные для обеспечения двухсторонней связи как между самолетами, так и между самолетами и землей. РСР-1 применялась на легком многофункциональном самолете Су-2, а также на дальнем ночном бомбардировщике Ли-2НБ.

Су-2 с двигателем М-82 во время испытаний в НИИ ВВС.
Су-2 с двигателем М-82 во время испытаний в НИИ ВВС.
Для справки. Ближний бомбардировщик и разведчик Су-2. Представлял собой легкий многоцелевой самолет разработанный в конце тридцатых годов под руководством конструктора П. О. Сухого. Конструктивно был выполнен по схеме свободнонесущего одномоторного низкоплана с убирающимся шасси. Активно применялся на начальном этапе Великой Отечественной войны. Всего было построено около 900 машин. Отдельные экземпляры принимали участие в боевых действиях вплоть до начала 1944 года.

Выпуск радиостанции РСР-1 был налажен на заводе № 203. По разным данным она была принята на вооружение еще в 1938 или в 1939 годах. Данная радиостанция рассчитана на питание постоянным током от бортовой сети с напряжением в 26 В. РСР-1 потребляла при работе на передачу 400 Вт, а при работе на прием- 100 Вт. При настройке передатчик потреблял 200 Вт. Общий вес радиостанции РСР-1 составлял около 33 кг. Дальность связи с наземными типами радиостанций в зависимости от различных условий достигала 300 км телефоном и до 2000 км телеграфом.

Общий вид радиостанции РСР-1.
Общий вид радиостанции РСР-1.

В состав полного комплекта РСР-1 входили:

  • передатчик;
  • блок антенных вариометров;
  • приемник УС-4;
  • пульт управления с телеграфным ключом;
  • умформер (преобразователь напряжения) передатчика РУК-150А;
  • умформер приемника РУ-11А;
  • выносной антенный прибор;
  • контрольная колодка.

Диапазон волн приемника и передатчика приведен на скриншоте ниже.

Диапазоны волн приемника и передатчика.
Диапазоны волн приемника и передатчика.

Приемник был рассчитан на длительную работу (до 10 часов), что же касается передатчика, то он эксплуатировался на кратковременных режимах. К примеру 5 минут осуществлялась передача, а 10 минут перерыв. При этом запрещалось вести непрерывную передачу дольше 15 минут. Нормальная работоспособность радиостанции РСР-1 была возможна при полете на диапазонах высот до 12000 метров над уровнем моря, при колебаниях температуры от минус 60 до плюс 60 градусов. Также стоит отметить что передатчик был настроен на эксплуатацию с жесткой антенной. Применять выпускную антенну не рекомендовалось.

Принципиальная схема передатчика радиостанции РСР-1.
Принципиальная схема передатчика радиостанции РСР-1.

Приемник УС-4 представлял собой восьмиламповый супергетеродин на одном типе металлических ламп 6К7. Мог принимать модулированные и немодулированные колебания. Он имел автоматическую и ручную регулировку громкости и кнопочный переключатель диапазонов. Что же касается радиостанции РСР-2бис, то она являлась дальнейшим развитием РСР-1. Назначение аналогичное. Было улучшено качество телефонной связи, внесены некоторые конструктивные улучшения, исключен один антенный вариометр, а также изменен диапазон волн. В целом полный комплект был схожим с базовой моделью, отличался типом передатчика и возможностью использования приемника УС или УС-4. Применялся данный тип радиостанции в основном на самолетах типа Ли-2.

Радиостанция РСР-2бис. Источник фото: https://military.trcvr.ru/
Радиостанция РСР-2бис. Источник фото: https://military.trcvr.ru/

Продолжение следует...

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: http://авиару.рф/, ttps://trizna.ru, https://wwii.space/, https://waralbum.ru/, http://www.rkk-museum.ru/, https://military.trcvr.ru/, http://www.warmech.ru/, https://trcvr.ru/, http://oldradioxx.ru/, книга В. Б. Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г, книга А. Г. Лидлейн. Справочник по авиационным радиостанциям, книга В. И. Иванов. Справочник по радиоаппаратуре для инженеров и техников связи, Альбом схем к справочнику по радиостанциям, книга Ю. И. Мухин. Блицкриг: как это делается? Секрет молниеносной войны.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).