Одной из важных способностей человека, которая помогает налаживать коммуникацию с другими людьми, является способность понимать эмоции, состояния и желания окружающих. Но когда ребёнок становится способен «считывать» эту информацию?
Этим вопросом задалась Элисон Гопник, американский профессор психологии, которая специализируется на влиянии языка на мышление, развитии теории разума и причинном обучении. Вместе со своей студенткой она провела эксперимент, который показывает как дети улавливают эмоцию другого и на основании этого делают выбор.
Эксперимент с брокколи
Детям от года и двух месяцев до полутора лет дали две тарелки: в одной лежала сырая брокколи, в другой — печенье в форме рыбок. Тут не нужно быть экспертом, чтобы понять, что детям определённо нравится вкусное печенье, а не сырая брокколи. Но смысл этого эксперимента был в другом.
В первом случае взрослый давал естественные для ребёнка реакции, где печенье — это вкусно, а брокколи — совсем не вкусно. Во втором случае взрослый пробовал сначала печенье и всем видом показывал, что ему это не нравится: «Фу, печенье, как это невкусно!». Потом он пробовал брокколи и говорил: «Ммм, брокколи, это очень вкусно». Жесты и мимика также соответствовали двум противоположным эмоциям.
После этого детей просили поделиться чем-нибудь вкусненьким. Дети в возрасте года и двух месяцев в обоих случаях предлагали взрослому печенье. Ведь в их понимании, если они любят печенье, то и все его любят.
В то время как полуторагодовалые дети протягивали взрослому то, на что была положительная реакция: если взрослый радовался печенью, они давали печенье, если радовались брокколи, давали брокколи.
Видео эксперимента можно посмотреть тут.
Выводы для жизни
Эксперимент показывает, что дети в полтора года уже способны понять, что не всем людям нравятся одинаковые вещи. Более того, они способны реагировать в интересах другого человека, даже если они не совпадают с их собственными. В то время как дети года и двух-трёх месяцев этого сделать ещё не могут.
Из этого следует, что, несмотря на невозможность уверенно ходить, связно говорить и жить без памперсов, ребёнок всего за несколько месяцев проделывает огромную внутреннюю работу, чтобы научиться распознавать эмоции и желания других и отделять их от своих.
Здесь же хочу сделать сноску, что способность это понимать не значит, что все дети к полутора годам 100% будут это уметь, так как есть ещё личностные особенности человека. Однако развивать ребёнка в этом направлении не будет лишним.
Что было для вас нового в вопросах развития детей? Хотели бы повторить подобный эксперимент со своими детьми?
Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.
Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии.