Тайские корни Red Bull

934 прочитали
Ред Булл и Кратинг Даенг
Ред Булл и Кратинг Даенг

Red Bull - старейший и наиболее известный энергетический напиток в мире. Но знаете ли вы, что пришел он к нам из Тайланда?

Ред булл - это глобальное явление, не только с точки зрения популярности во всем мире сегодня, но и с точки зрения его истории, зародившейся в Японии, путешествующей по Азии, затем в Европе, далее в Америке и, наконец, снова возвращающейся в Азию.

Япония и Липовитан

Происхождение Рэд Бул уходит своими корнями в японские энергетические напитки на травах, в частности в Липовитан.

Липовитан
Липовитан

Этот энергетический напиток был создан компанией Тайшо Фармасьютикал в 1962 году как легальный и относительно безопасный способ дать японским потребителям немного больше энергии в течение дня. Липовитан все еще доступен для продажи сегодня. Но фанаты Ред Булл, скорее всего, не признают в нём свой знакомый энергетик. Липовитан это тягучий сироп, а употребляют его скорее как крепкие алкогольные напитки или лекарства - мелкими порциями по 50-100 мл.

От Липовитана до Кратинг-Даенга

А какое отношение Липовитан имеет к Ред Буллу? Да самое непосредственное. По мере того как Липовитан становился все более популярным, частники и компании начали создавать свои собственные версии энергетиков. Одним из таких людей был тайский бизнесмен и изобретатель Чалео Ювидхья. Он изобрел Кратинг Даенг (กระทิ่ง แดง) и продавал его в Таиланде. Напиток Кратинг Даенг был появился 1976 году. "Кратинг" - это разновидность говядины красноватого цвета, в то время как "даенг" означает красный. В основе логоипа два атакующих быка, которые символизируют силу, красный цвет - настойчивость, а солнце на заднем плане стало символом энергии.

Кратирг Даенг
Кратирг Даенг

Несмотря на то, что по форме это всё ещё густой сироп, который сильно отличается от современной европейской версии Ред Булла, глядя на этикетку, мы можем увидеть связь с современным брендом. Изначально энергетик пользовался большой популярностью у тайских дальнобойщиков и заводских рабочих, а некоторые первые покупатели даже верили, что в нем содержатся натуральные афродизиаки из бычьих яичек.

В 1984 году австриец Дитрих Матешиц был с деловой поездкой в Тайланде и в один из оцень жарких дней попробовал Кратинг-Даенг. Поняв что у напитка может быть большой потенциал в Европе, Дитрих решил взять "быка за рога". Уже в 1987 году в партнерстве с Чалео в Австрии была основана компания Red Bull GmbH. Скорее всего западным потребителям не понравилась бы эта тягучая сладкая смесь и эти двое изменили рецепт и превратили сироп в обычную сладкую газировку. Так появился на свет энергетический напиток Red Bull. Компания лицензировала формулу Кратинг Даенга и начала продавать энергетический напиток Ред Булл в Австрии. Напиток быстро стал популярным в Европе и вскоре был доступен более чем в 30 странах.

Еропейская версия Red Bull
Еропейская версия Red Bull

Интересно, что перед запуском Red Bull, Дитрих Матешиц обратился в исследовательскую компанию, чтобы провести фокус-группы нового продукта. «Потребителям не понравились ни вкус напитка, ни его название и упаковка», – вспоминал он потом. «Это было самое большое разочарование в моей жизни». Но Матешица это не остановило. После первых трех лет работы в минус напиток начал набирать популярность и приносить доход. К 2002 году обороты компании составляли 626 млн евро, в 2004 году это были 1,7 млрд евро и в 2006 году уже 2,6 млрд евро. В 2004 году во всем мире потреблялось примерно 1,9 млрд банок Red Bull (в каждую секунду примерно 60 штук). В 2006 году эта цифра увеличилась более чем в 3 раза. Сейчас Матешиц входит в список богатейших людей мира по версии Форбс на 142 месте с примерным состоянием в 9 миллиардов долларов.

Приезд в Америку и возвращение домой

Только в 1996 году Ред Булл, наконец, добрался до Америки и вдохновил к появлению целый ряд других энергетических напитков, включая Monster, одного из своих основных конкурентов. Ред Булл хорошо известен в Америке и выпускается в различных стандартных вариантах, а также в сезонных зимних и летних вариантах.

Американские разновидности Red Bull
Американские разновидности Red Bull

В 2005 году бренд Ред Булл замкнул цикл развития своего бренда так как был продан стране в которой появился его родоначальник. С 2005 года бренд стал принадлежать Японии,а штаб-квартирой бренда стало Токио.

Ред Булл сегодня в Таиланде

Кратинг Даенг по-прежнему продается в маленьких стеклянных бутылочках в Таиланде и других странах Юго-Восточной Азии. Издали они напоминают лекарство, и если вдуматься, то это и есть лекарство! В состав входят кофеин, таурин, витамины, сахароза и глюкоза, которые являются отличными источниками энергии. Отлично подходит для выполнения тяжелой работы, для которой он изначально предназначался, или для того, чтобы не заснуть во время поздней пьянки в одном из многочисленных ночных клубов Таиланда.

Тайские энергетики
Тайские энергетики

Кратинг Даенг сильнее американской и европейской версий. Одна бутылочка стоит около 10 бат, а если вы купите сразу несколько, то получится еще дешевле.