Есть стало лучше, есть стало веселее.
Пояснение для новых читающих: Олег Назаров - эксперт в области маркетинга ресторанов, профессиональный продвиженец ресторанов (что бы это ни значило), писатель-сатирик. В своё время выступал с каким-то Петросяном, а также, будучи в своё время продюсером на заре отечественного музыкального ТВ, рәхәтләнеп собирал деньги за ротацию клипов со всей российской эстрады (не платили двое: какая-то Пугачёва и какой-то Леонтьев).
Собственно, вот что он рассказывает о шаурме от Сталина:
"С точки зрения эффективности - это, конечно, 10 баллов. Потому что, действительно, несколько дней все шумели, все программы это показывали... В основном, конечно, осуждали, потому что, ну, типа, вот, как нехорошо, вот такое сталинское тяжёлое наследие, столько людей пострадало. Но реально это место стали знать абсолютно все. Вот только из-за того, что придумал такой концепт. Так по-хамски, можно сказать, отнёсся к памяти многих замученных. Но, тем не менее, вот, эффекта своего достиг".
Я и не понял сперва, о чём разговор, а потом почитал - оказывается, в самом деле, один предприимчивый москвич открыл некую такую Stal'in Doner, где якобы стилистика соответствующей эпохи, где усатый на логотипе, где работает человек в форме НКВДшника.
И на это заведение, вродь как, "пожаловались жители"... и завертелось.
"Правда, рассказал, что от него ушли повара, потому что они боятся расправы со стороны, значит, вот, людей, которые, значит, не любят Сталина, но сейчас он надеется найти каких-то новых поваров, которые не будут бояться расправ, и работать в том же направлении".
Насколько я понял, это крохотное заведение закрыли. Если так - это очень глупое/топорное/бездарное, типичное нашенское, тутошнее, отечественное решение. Надавить, закрыть, запретить - это очень просто, для этого не надо ни ума, ни таланта.
А можно было бы обыграть ситуацию красиво, интересно, с творческим подходом.
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а поконкретнее можно?
А я вам отвечу - можно: к примеру, городские власти могли бы открыть прямо по соседству донерную "Хрущёв и Маленков" (в перспективе - сократить до просто "Хрущёв"). Дать более качественный продукт и более приятные цены, и со временем "Хрущёв" задавил бы "Сталина".
"Конечно, ну, с точки зрения морали, здесь уже, конечно, 10, конечно, сложно дать. Потому что, ну, вот, у меня, например, никто не пострадал во время сталинских репрессий, поэтому я так спокойно. То есть я не воспринял это как ужасное. Но если бы у меня кто-то пострадал - наверно, мне бы не понравилось.
Но - совершенно верно он говорит: что это же не та ситуация, которая неизбежна для каждого человека. Хочешь - иди туда; не хочешь - не иди туда; хочешь - иди, там, и плюнь в него, хочешь - пойди кинь бутылку. Это твоё собственное дело. В данном случае никого же никто не заставляет".
Но и сам владелец чуть-чуть не довёл концепцию до ума. Надо ему было открыть донерную, но назвать не "Сталин", а "Джугашвили", и открыть её не в Москве, а в Казани.
Дело в том, что - не знаю, в курсе ли вы, не в курсе ли вы - Василий Сталин прибыл в будущую гастрономическую столицу России в апреле 1961-го года. Но не гулять и любоваться красóтами - после восьми лет тюрьмы его сослали в закрытый для иностранцев город, каким была тогда Казань. Ибо он, помимо прочего, в Москве посмел вслух засомневаться, что отец умер собственной смертью. Выражал мнение, что заинтересованные люди отравили, подсунули замечательное кофе капучино с корицей погорячее и т.д.
Доводилось читать, что в нашем городе Василий Джугашвили в основном гулял, выпивал и говорил всем, что он - сын вождя. Пользовался огромным авторитетом у грузин на рынках.
И вот дом, в коем он недолго жил, ибо вскоре умер, после чего был похоронен на Арском, спокойно стоит без дела по сей день, и в нём, насколько мне известно, нет тематического ресторанчика. Вот и открыл бы предприимчивый москвич в этом доме донерную "Джугашвили".
- С прослушкой в туалете, как было у Василия, всё такое.
Мне кажется, отбоя бы не было.