Женщина под вымышленным именем Анастасия Сергеевна обратилась ко мне, чтобы "поплакать в жилетку".
"Поговорите со мной обо мне, - попросила она на первой и единственной встрече, - мы ровесницы, я вас потому и выбрала".
Анастасии 62 года. У неё три высших образования и внушительная стопка разнообразных свидетельств и почётных грамот. Настя очень красива, я бы сказала, что она имеет впечатляющую внешность, даже по видеосвязи, даже без скидки на возраст, даже в слезах. А плакала она много. Рыдала о "профуканной" жизни.
Выросла Анастасия Сергеевна в интеллигентной семье: мама преподаватель в техникуме, папа врач. Работали родители с душой. А дочь искренне старалась учиться: языки, музыка, литература и пр. Жили небогато, говорили, что им много не надо, что деньги - не главное.
Отличная учёба в школе и "красный" диплом в пединституте привели молодого педагога в райотдел народного образования (лучшим студентам - лучшее распределение. Это для тех, кто помнит, что такое - распределение). Какие воспоминания остались? Небольшой пыльный районный центр, утки в луже у крыльца районной администрации, коровы на городской площади, сельские учителя, совмещающие по 4-5 учебных дисциплин: от пения до черчения в одном лице.
Городская образованная красавица одним своим существованием настроила против себя всех окружающих. Но 6 лет девушка выдержала (по распределению нужно было отработать три года). За это время заочно окончила институт культуры, создала вокальный ансамбль в Доме культуры, заявивший о себе аж на всероссийском фестивале. Но подруг и мужа не нашла, не срослось как-то (женатый директор ДК Иван Петрович и холостой буян-громила тракторист Серёжа не в счёт).
После смерти отца вернулась к маме в город, где надо было начинать сначала. Опять же сыграло роль отсутствие цели и девиз "Нам много не надо!". Появление в досуговом центре руководителя кружка с двумя высшими образованиями и внешностью Царевны-Лебеди вызвало неоднозначную реакцию коллег. Пришлось доказывать, что не претендует, не конкурирует, не намекает, камня за пазухой не держит. Пока отстаивала место под луной (о солнце речи не было), закончила магистратуру, добавила в копилку диплом магистра в области социальной работы и стала писателем, два рассказа были опубликованы в журналах. Руководимый Настей кружок тем временем превратился в популярную студию - обладателя всяческих лауреатских наград. Но близких подруг и мужа по-прежнему не намечалось. Влюблённый папаша одной из участниц студии приносил много хлопот и никакой романтики.
Смерть мамы стала поводом для переезда в другой город, в мегаполис. Страшно не было, ей ведь много не надо, устроится как-нибудь. Работу нашла в городском социальном центре и даже влюбилась! Наконец-то! Но женщина решила не уводить мужа из семьи, не лишать детей отца (правда, ребёнок был один, 20-летний сын).
Работа в социальной службе привела Анастасию Сергеевну в аспирантуру (сбылась мамина мечта), трудолюбие, интеллект и образованность обеспечили ученую степень. Правда, ученость никому не была нужна, за неё даже не доплачивали. И на пенсию попросили уйти вовремя, освободить место молодой выпускнице колледжа.
И вот, сидит передо мной кандидат наук, лауреат всероссийских вокальных конкурсов, публикуемый писатель, одинокая женщина с пенсией в размере чуть больше прожиточного минимума ... и рыдает: "Я всю жизнь была страусом в курятнике! Неправда, что мне много не надо. Мне не надо много, мне надо все!"
Консультационное время закончилось, и с экрана исчезло заплаканное красивое лицо худощавой женщины с горделивой осанкой и глубоким бархатным голосом. А я продолжаю думать, могла ли я ей чем-то помочь? Как относиться к тому, что прозрение наступило только сейчас? А может быть, в 60 лет жизнь только начинается?
Автор: Ирина Леготина
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru