Найти в Дзене
Правила жизни

Что рождается в спорах: пятиминутный путеводитель по главным грибам в истории

Оглавление

Грибы — это не просто один из любимых ингредиентов рестораторов или всадники Апокалипсиса из The Last of Us, а организмы, не раз менявшие ход истории. Рассказываем про самые важные из них.

Saccharomyces cerevisiae (дрожжи пекарские)

   Saccharomyces cerevisiaeGetty images
Saccharomyces cerevisiaeGetty images

Пожалуй, главный гриб, который привел человеческую цивилизацию в ту точку, в которой она сейчас находится. Дрожжи — одни из самых древних «одомашненных» организмов: их издревле использовали для изготовления хлеба и варки пива, археологи находили жернова и пекарни еще в древнеегипетских городах, а изображения пивоваров датируются аж шестым тысячелетием до нашей эры.

Справедливости ради, стоит заметить, что вообще дрожжи — очень большая группа организмов, объединяющая много видов из разных таксонов, выполняющих определенные функции: за пивоварение, виноделие, хлебную закваску и другие виды ферментации отвечают конкретные штаммы. Человек использовал дикие дрожжи и выводил новые постоянной селекцией. Дрожжи были среди первых организмов, которые в 1680 году разглядел в микроскоп Антони ван Левенгук, а потом Луи Пастер благодаря этим грибам смог доказать, что брожение — биологический процесс, а не просто химическая реакция.

Но человек не был бы человеком, если бы не обратил полезный и важный продукт против ближнего своего. Во время Первой мировой войны дрожжи приспособили для производства взрывчатки: они ферментировали нитраты, фосфаты и сахарозу, создавая нитроглицерин. Но самое странное, что существует в массовой культуре на тему дрожжей, — это многочисленные теории заговоров, в которых безобидные грибы объявляют биологическим оружием. Впрочем, конспирологические аргументы дрожжефобов не выдерживают проверку восемью тысячелетиями совместной истории человека и славных одноклеточных организмов.

Penicillium chrysogenum (пеницилл золотистый)

   Penicillium chrysogenumGetty images
Penicillium chrysogenumGetty images

Снова заглянем в древнюю историю человечества. Еще тысячелетия назад египтяне, греки, индусы и китайцы использовали плесень для заживления ран: покрытые зеленоватым пушком хлебные корки прикладывали к гнойникам, останавливая воспаление. Но только в конце XIX века за зеленую плесень взялись всерьез: в 1897 году французский военный врач Эрнест Дюшен заметил, что арабские конюхи использовали плесень с седел, чтобы обрабатывать раны на спинах лошадей.

В последующие годы грибки из рода пеницилл изучали так и эдак, но только в 1928-м микробиолог Александр Флеминг смог выделить из плесени заветный пенициллин — первый в истории антибиотик. Плесень случайно выросла в чашке Петри со штаммом стафилококка, который изучал Флеминг, и погубила культуру.

Промышленное производство антибиотиков началось после Второй мировой войны, и благодаря им за последующие три десятилетия средняя продолжительность человеческой жизни выросла на восемь лет — такого колоссального скачка за столь короткий срок история доселе не знала.

Aspergillus niger (аспергилл черный)

   Aspergillus nigerLegion media
Aspergillus nigerLegion media

Думаете, лимонную кислоту получают из лимонов? Как бы не так! Вернее, до 1920-х годов ее и правда производили в Италии из недозревших второсортных плодов, но после Первой мировой войны, когда с поставками из Италии начались проблемы, стал активнее разрабатываться ферментативный способ. Его открыли за пару десятилетий до этого: лимонную кислоту могли, например, производить плесневые грибки аспергиллы, ферментируя углеводы. Американскую компанию «Пфайзер» стали называть самой большой лимонной рощей в мире, хотя там не росло ни одного лимона.

А еще аспергилл применяется в производстве глюкозамина для вегетарианцев путем ферментирования им кукурузы. Но есть у черной плесени и неприятные стороны: именно аспергилл вызывает самые сложные и тяжелые грибковые болезни — аспергиллезы и мукормикозы.

Phytophthora infestans (фитофтора)

   Phytophthora infestansLegion media
Phytophthora infestansLegion media

Продолжим тему жутких грибов (и нет, мы все еще не про всадников Апокалипсиса из The Last of Us). В одной из самых страшных европейских гуманитарных катастроф — Великом голоде Ирландии — виноват организм, относящийся к грибоподобным оомицетам. В 1845 году паразит растений фитофтора уничтожил почти все картофельные посевы в Ирландии. Картофель был основной сельскохозяйственной культурой страны — его употребляли в пищу и кормили им скот. Потеря урожаев вследствие фитофтороза вызвала голод, который длился шесть лет. Около миллиона человек погибли, еще почти два миллиона эмигрировали в США — население Ирландии сократилось почти на треть, а в Америке появилась крупнейшая ирландская диаспора.

Claviceps purpurea (спорынья)

   Claviceps purpureaLegion media
Claviceps purpureaLegion media

Что же до тех грибов, что вызывают настоящие массовые эпидемии у людей, то пальму — или, вернее, колосья — первенства держит спорынья. Род Claviceps паразитирует на различных злаках, в том числе на ржи и пшенице. Гриб образует склероции — плодовые тела, которые располагаются в колосьях и имеют продолговатую форму, их не всегда легко заметить при сборе урожая. Склероции содержат ядовитые алкалоиды и, попадая вместе с зерном в муку, вызывают тяжелые отравления.

В средние века спорынья часто поражала рожь, особенно в холодные и сырые годы, и это приводило к массовым токсикозам, которые прозвали эрготизмом, или «Антониевым огнем»: именно в монастыре святого Антония во Франции лечили больных. Эрготизм проявлялся в сильных болях и судорогах, помешательствах, агрессивном поведении, нередко приводил к мучительной смерти. По некоторым подсчетам, с 591 по 1789 год в Европе произошло 132 эпидемии эрготизма, и при этом каждая из них уносила несколько десятков тысяч человек.

И да, это как раз тот гриб, что массово влиял на народные умы. Эпидемиолог и историк Мери Матасян изучила архивные материалы и установила прямую зависимость вспышек бунтов и восстаний в средневековой Европе от случаев эпидемии спорыньи, вызванных климатическими условиями. Именно отравлениями спорыньей объясняются гонения на ведьм: описанные случаи «одержимости нечистой силой», якобы насланной ведьмами, подозрительно напоминают симптомы отравления алкалоидами.

Что же до современных отношений человека с Claviceps, то в 1938 году «отец ЛСД» химик Альберт Хофманн получил лизергиновую кислоту именно из содержащихся в спорынье производных.

Neurospora crassa (нейроспора густая)

   Neurospora crassaGetty images
Neurospora crassaGetty images

Закончим не таким очевидным, но очень важным помощником человечества — нейроспорой, также известной как красная хлебная плесень. Сам по себе грибок не делает ничего полезного, да и вредного тоже — растет себе спокойно на плохо пропеченном хлебе. Но именно на нее в середине XX века положили глаз генетики: плесень не требовала особых условий и легко росла в питательной среде, а заодно имела жизненный цикл с одинарным набором хромосом, которых в геноме оказалось всего семь. Это сильно упрощало генетический анализ: можно было быстро отследить, как изменения в структуре генов влияют на проявление признаков в новом поколении организмов.

Американские ученые Эдвард Татум и Джордж Бидл точечно вызывали у красной плесени генетические мутации при помощи рентгеновского облучения, а затем смотрели, как изменения в ДНК влияют на метаболизм. Это привело их к гипотезе «Один ген — один фермент» и представлению о том, что каждый ген кодирует определенный белок. За свое открытие в 1958 году ученые получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине, а само оно дало огромный толчок всей генетике. Спасибо, красная плесень!

Еда
6,93 млн интересуются