Некоторых велосипедистов не беспокоит как звучит их двухколёсный друг. Так и едут, скрипя цепью на всю улицу. Хотя скрип цепи лечится элементарно – достаточно иметь немного масла и пять минут времени.
Я же не из таких. Люблю, когда велосипед в хорошем техническом состоянии: смазан, настроен, от него ничего не отваливается.
Но вот обнаружил, что от велосипеда исходит странный звук – как будто что-то задевает: то ли за цепь, то ли за спицы. Даже не знаю, как описать – скрип или звон. Вначале – на грани слышимости, но с каждой сотней километров всё заметнее.
Что бы победить посторонний звук, нужно выяснить его причину. В этом то и заключена самая большая сложность.
Остановился, слез с велосипеда – покрутил по очереди в воздухе оба колеса – никаких посторонних шумов. Повращал педали – всё в норме. Ничего не понятно. Поехал дальше. Обнаружил, что звук присутствует, когда педалируешь и когда двигаешься по инерции, но намного слабее. Он не зависит от того на какой передачи стоит цепь (иногда она может задевать за рамку переднего переключателя – но тогда звук лишь на некоторых положениях). Далее обнаружил, что звук усиливается, когда резко поворачиваешь. Ага – значит тормозной ротор чиркает об колодку! Но, нет – ослабил тросы тормозов, на звук это не повлияло. Прямо загадка, где «собака зарыта»?
Возникло предположение – может лопнула спица? У меня такое уже было – сломанная спица (а её не всегда легко увидеть, т.к. лопается она в районе ниппеля) издавала посторонние шумы. Начал прощупывать спицы – все оказались целыми, но одна, на заднем колесе, заметно ослабла.
В этом и оказалась причина скрипа. Когда едешь – спицы деформируются от массы, которая к ним приложена – поэтому они трутся одна об другую в месте их соприкосновения. Но на нормально натянутых спицах это не вызывает звуков. А вот ослабленная – елозила намного сильнее, что и вызывало появление скрипа.
Но его не было, когда колесо крутил в воздухе – ведь нагрузки и, соответственно, деформации не возникало. А вот когда дополнительно к качению ещё и крутил педали – звук усиливался – ведь появлялся ещё один фактор изгиба спиц – сила, передаваемая от втулки. При поворотах скрипело тоже сильнее, т.к. колесо ещё и изгибалось по горизонтали.
Стоило мне лишь подтянуть эту злосчастную спицу – как звук полностью исчез! Так что, если вас тоже напрягают посторонний шум от велосипеда, но вы никак не можете выяснить их источник – проверьте натяжение спиц. Причём проверить, что именно ослабшая спица – причина звука можно и без её подтяжки – достаточно в месте её соприкосновения с «соседкой» намотать немножко изоленты – если шум пропадёт, значит дело точно в этом.
Но вынужден предупредить – спицы нужно подтягивать очень аккуратно – если одну из них перетянуть – это вызовет появление восьмёрки. Если не уверены в своих способностях – обратитесь в мастерскую.