Найти в Дзене

Виски Fujigane Pure Malt Whisky Rich Peat или любят ли японцы дымный виски

И чтобы это понять, надо немного вспомнить историю, как в Японии появился виски. А началось всё в далёком 1854 году, когда коммодор Мэтью Перри (не путаем с актёром, сыгравшем Чендлера в культовом сериале) прибыл в Японию (не один конечно) с целью обратить вспять 220-летнюю политику национальной изоляции Японии при сёгунате Токугава и обеспечить новые торговые пути. После заключения японо-американского договора о мире и дружбе коммодор Перри устроил банкет на палубе своего флагмана USS Powhatan. Многие из присутствовавших были приглашенными японскими гостями, и именно здесь эти гости впервые попробовали воду жизни, то есть виски. Есть упоминание секретаря Перри в котором речь идёт о Джоне Барлейкорне, так что вполне возможно этим виски был шотландский молт.

Затем последовали другие торговые соглашения, и Япония официально открылась для бизнеса, по крайней мере, для Запада. В Японию хлынул импорт пива, вина и спиртных напитков. Виски вдохновлял японцев, но импорт был дорогим и дефицитным. Местные производители начали создавать продукты, пытаясь извлечь выгоду из спроса, смешивая алкоголь с сахаром, специями и другими ароматизаторами, но до настоящего виски им было очень-очень далеко!

Но всё начало меняться, когда глава компании Settsu Sake Кихеи Абе в 1918 году решил отправить студента-химика Масатаку Такецуру в Шотландию, чтобы он научился перегонке виски на собственном опыте. Такецуру записался на курс химии в Университет Глазго, а затем отправился в Элгин, чтобы найти автора книги «Производство спирта: как это делается на винокурнях Соединенного Королевства» Дж.А. Нетлтона. Масатака перевел книгу на японский язык. И когда он нашел Нетлтона, тот попросил около 15 фунтов стерлингов в месяц за обучение и проживание. 15 фунтов стерлингов в месяц, возможно сейчас покажутся совсем не большими деньгами, но не забываем, в 1918 году это было большой суммой, которая не входила в бюджет Такецуру. Это могло бы быть концом истории, однако решительный Масатака отправился на поиски с картой винокурен Спейсайда, чтобы найти место для обучения. Второй дистиллерией, которую он посетил, была Longmorn, куда его взяли ненадолго, и Такецуру записал каждую минуту в свой журнал, прежде чем отправиться обратно в Глазго, чтобы продолжить учебу.

В течение первого года обучения Такецуру подружился со студенткой-медиком Эллой Коуэн и вскоре был приглашен в ее семейный дом, где затем стал их жильцом. Такецуру завязал прочные отношения со старшей сестрой Эллы Ритой, основанные на общей страсти к музыке и литературе — чуть более года спустя счастливая пара поженилась в Глазго. Однако поначалу все было не так просто, поскольку обе группы родителей не одобряли это. Незаметно они начали свою семейную жизнь в Кэмпбелтауне, где Масатака поработал на винокурне Hazelburn. В конце концов молодожены двинулись на запад через Атлантический океан на пароходе и через Соединенные Штаты, в конечном итоге прибыв в Японию. К этому времени The Settsu Brewery Co. столкнулась с невзгодами из-за дестабилизации экономики, инфляции и рецессии, имевшей место после Первой мировой войны. В результате Масатака расстался с компанией и пошел работать учителем химии в среднюю школу.

Тем временем Синдзиро Тори основал Torii Shoten (теперь Suntory). Они были довольно успешными, так как портвейн был их основным продуктом. Они также производили дешевые имитации виски из-за популярности импорта из США и Шотландии. Тори видел пробел на рынке и знал, что должен быть настоящий виски, произведенный в Японии. Он обратился к Такецуру с просьбой открыть первый в стране завод по производству виски — Yamazaki (кстати в этом году исполняется 100 лет этой винокурне).

Пять лет спустя, в 1929 году, первый настоящий солодовый виски The Yamazaki Distillery, Shirofuda 'White Label’, поступил в продажу. Виски Shirofuda плохо продавался, яркий по шотландски дымный вкус не понравился японцам, которые просто не привыкли к такому напитку. Чтобы гарантировать успех своей фирмы, Тори хотел создать виски, более отвечающее вкусу японского потребителя. Такецуру был против этой идеи и хотел остаться верным своей страсти — создавать виски способами, которым он научился во время своего пребывания в Шотландии. В дальнейшем он создал свою компанию Nikka, и основал винокурню Yoichi, которая выпускает дымный виски.

Так что, японцы любят дымный виски, но он должен быть дымным по-японски, что означает деликатный характер без каких-либо резких нот. Японский дымный виски прежде всего — это хороший баланс всех компонентов, где дымная составляющая не выходит на первый план и гармонично работает с остальными ароматами и вкусами, которые также не являются яркими, а слегка приглаженные и выверенные.

Фото сделано автором
Фото сделано автором

А есть ли ещё в Японии дымные виски кроме Yoichi? Оказывается есть! Мне попалась интересная бутылочка Fujigane Pure Malt Whisky Rich Peat. Производится он компанией SAN.foods. Более подробной информации нет, где же точно произведён этот виски. Термин Pure Malt говорит о том, что с большой вероятностью у нас солодовый виски с одной винокурни, но вот с какой, шотландской или японской, большой вопрос. Но на самом деле там есть местные солодовые спирты и иностранные, так что по сути это Blended Malt. На коробочке написано Product of Japan, но скорее всего - это не японский виски (нет надписи Japanese), но всё же это виски, специально сделанный под японские вкусы. А чтобы узнать, что это за виски, надо его попробовать.

Fujigane Pure Malt Whisky Rich Peat, 43%abv

Фото сделано автором
Фото сделано автором

Цвет тёмно золотой.

Нос яркий с деликатными торфяными нотками, немного соли и скотного двора, но всё это достаточно деликатно, и со временем они становятся более приглушенными. Дальше проявляются фрукты, солома, лёгкие нотки дуба, ванили, лёгкая цветочность и спелые яблоки. В бокале работает долго, дымность уходит на задний план, но все остальные нотки остаются, но интересного развития нет, всё достаточно прямолинейно.

Вкус ровный, мягкий, деликатно торфяной с лёгкими креозотными нотками, с лёгкой остротой перчика, а также нотками фруктов, соли, сухих трав, дуба и пряных специй.

Послевкусие продолжительное, мягкое, деликатно торфяное с лёгкими нотками креозота, трав, дуба, ванили, уголька, зелёных яблок и сухих трав.

Виски хорошо сбалансирован, по-японски. Всё ровно, сглажено и немного приглушено. Для японцев может торфа и немного многовато, но здесь нет ярких и неприятных нот, всё гармонично связано между собой. Из плюсов молодость виски не заметна. Да, видно, что это явно до 10 лет, но отсутствуют бражные нотки, характерные для многих молодых виски.

Виски простой, понятный, достаточно деликатный, пьётся легко. По своему характеру хорошо подойдёт тем, кто хочет познакомиться с торфяным виски. И здесь он по-хорошему приглажен, достаточен для того, чтобы определить, что виски торфяной, но при этом нет явной креозотности, которая может испугать новичков. Он хорошо подойдёт для дружеских посиделок, так как не будет отвлекать внимание на себя. Да и как «виски на каждый день», когда хочется чего-то дымного будет также в самый раз.

Надеюсь, что данный материал помог лучше узнать историю виски в Японии, а также и то, что японцы пьют торфяной виски, но он у них более сглаженный, чем это обычно делают в Шотландии.

И как всегда главные вопросы: нужно ли его брать и стоит ли он своих денег. И здесь ответы очень просты. Если есть сомнения в том, что этот виски вам нужен - то его не стоит брать, можно будет легко разочароваться. И если вы не можете позволить купить виски по указанному ценнику, то он явно не стоит своих денег для вас.
Данный материал не является рекламой, а лишь отображает личное мнение автора, основанное на его дегустационном опыте. Это мнение не является истиной, и на него можно смело положить. Если ищете намёки на рекламу - ищите. Данный материал не является рекомендацией к покупке. Употребляйте крепкие напитки умеренно. Всем отличного настроения! Slàinte!

ЗЫ. Для тех, кто хочет знать мою оценку - 82