Кулинарный божественный темдень и без макаронников? Нет, речь пойдёт не про Италию и правильный рецепт приготовления пасты. Сегодня мы поговорим про религию, созданную больше ради шутки, но имеющую достаточное количество последователей, чтобы о ней говорить. Конечно же, речь про пастафарианство.
Летающий Макаронный Монстр и его последователи — это последствия введения в школах США такого предмета, как «intelligent design» или же разумный замысел. «На всё воля Божья» говорят учителя школьникам на этих уроках. «А как насчёт Макаронного Монстра?» отвечают на это инициаторы движения пастафарианства. Не смотря на весь абсурд происходящего, пастафарианство оформлено как надо. У них есть своё божество, есть канон, последователи, праздники и даже официальное оформление по документам как у настоящей признанной церкви.
Автор феномена — Бобби Хендерсон. Являясь физиком по образованию, он так сильно впечатлился решением совета по образованию штата Канзас ввести в школах преподавание креационизма, что в 2005 году основал религию пастафарианство как ответ инициативе. Хендерсон потребовал, чтобы «Пастафарианство» преподавалось наряду с разумным замыслом и «логической догадкой, основанной на неопровержимых наблюдаемых доказательствах». В своём открытом письме Хендерсон высмеивал креационизм, заявляя о своей вере в то, что всякий раз, когда ученый совершает открытие, сверхъестественный создатель, очень похожий на спагетти и фрикадельки, «меняет результаты с помощью своего макаронного придатка». Хендерсон утверждал, что его убеждения так же верны, как и «разумный замысел», и призывал к тому, чтобы на уроках естествознания уделялось равное время наряду с разумным замыслом и эволюцией. Письмо было отправлено до слушаний по вопросу об эволюции в Канзасе в качестве аргумента против преподавания разумного замысла на уроках биологии. Хендерсон, описывая себя как «заинтересованного гражданина», представляющего более десяти миллионов других, утверждал, что разумный замысел и его вера в то, что «вселенная была создана летающим макаронным монстром», в равной степени справедливы. После того как его протест был проигнорирован, он разместил своё обращение совету по образованию в Интернете, и его убеждения быстро разлетелись по всем уголкам сети. В 2006 году он написал «Евангелие от Летающего Макаронного Монстра», где подробно изложены основные верования его религии.
Макаронный Монстр стал символом борьбы против насильственного навязывания каких-либо религиозных убеждений. Идеи пастафарианства быстро набрали популярность за счёт транслирования их различными блогерами и влогерами. Очень быстро стали появляться фан-сообщества пастафарианства, сайты по нему и в целом летающая лапша оказалась на гребне волны. Добавили популярность Монстру и публикации в газетах. О феномене писали The New York Times, The Washington Post и многие другие. Автор идеи был немало удивлён такой бешеной популярности своего творения. То, что создавалось больше ради собственного развлечения вдруг оказалось писком моды.
Хотя Хендерсон заявил, что «единственная догма, разрешенная в Церкви Летающего Макаронного Монстра, — это отказ от догмы», пастафарианцы придерживаются некоторых общих убеждений. Например, пастафарианский рай оснащён пивным вулканом и фабрикой стриптизерш и проституток обоих полов. Пастафарианский ад является отражением рая, всё то же самое, только вот пиво несвежее, а стриптизерши имеют венерические заболевания. Также, согласно пастафарианским верованиям, пираты являются «абсолютно божественными существами» и изначальными пастафарианцами. Более того, пастафарианцы считают, что представление о пиратах как о «ворах и изгоях» является дезинформацией, распространяемой христианскими теологами в Средние века. Вместо этого пастафарианцы считают, что они были «миролюбивыми исследователями и распространителями доброй воли», которые раздавали конфеты маленьким детям, добавляя, что современные пираты никоим образом не похожи на «веселых пиратов из истории». Кроме того, пастафарианцы считают, что пираты-призраки несут ответственность за все загадочно потерянные корабли и самолеты Бермудского треугольника.
Поскольку пастафарианство признано официальной религией, последователям этого направления полагаются все религиозные уступки. Но соблюдается это не всегда. Так, например, в 2007 году ученик средней школы пожаловался, что ему запретили носить в школу элементы пиратского костюма, что является дискриминацией по религиозному признаку, ведь пираты являются полноценной частью пастафарианства. В феврале 2014 года представители студенческого союза Лондонского университета Саут-Бэнк запретили атеистической группе демонстрировать плакаты с изображением Летающего макаронного монстра на студенческой конференции, а позже и вовсе запретили группе участвовать в конференции. Это вызвало вопросы относительно вмешательства в свободу слова, что является юридическим нарушением. Студенческому союзу пришлось принести извинения.
В июле 2011 года австрийский пастафарианец Нико Альм получил законное право быть изображенным на фото водительского удостоверения с дуршлагом на голове после трех лет, потраченных на получение разрешения для сдачи экзамена. Идея пойти на принцип пришла Нико в голову по причине того, что по австрийскому законодательству головные уборы религиозного назначения разрешено не снимать для фотографии на документы. Он поставил дуршлаг в один ряд с хиджабом и кипой и отстоял своё право на его ношение. Многие пастафарианцы последовали его примеру. Власти стран же отзывались на подобную инициативу своих граждан крайне неохотно. Помимо дуршлага, пастафарианцы фотографируются на документы в пиратской бандане. Для властей этот аксессуар оказался предпочтительней. В январе 2016 года российский пастафарианец Андрей Филин получил водительские права с фотографией в дуршлаге.
Автор статьи - Мария Заке