Найти тему

Станции московского метро военных лет: как их строили и почему после Победы меняли названия и оформление

Бомбоубежище на станции метро "Маяковская". Главархив Москвы
Бомбоубежище на станции метро "Маяковская". Главархив Москвы

Метро и война

16 октября 1941 года – единственный день за всю историю столичной подземки, когда она не работала. Это событие вошло в историю как «московская паника». Накануне станции и линии обесточили, метро заминировали и подготовили к подрыву. Но советское правительство изменило решение, и уже на следующий день поезда снова пошли.

Вскоре подземка стала бомбоубежищем для сотен тысяч горожан. На «Кировской» (сейчас «Чистые пруды») работал генеральный штаб, станцию поезда проходили без остановки. На «Курской» была библиотека. За годы войны в подземке родились более 200 москвичей.

Библиотека на станции метро "Курская" во время войны. Главархив Москвы
Библиотека на станции метро "Курская" во время войны. Главархив Москвы

6 ноября 1941 года , когда город был под обстрелом, на станции «Маяковская» состоялось торжественное собрание по случаю годовщины революции, на котором выступал Сталин.

Уже в декабре 1941 года возобновилось строительство метро. Всего через год с небольшим 1 января 1943 года был открыт южный участок Замосковорецкой от центра до станции «Завод имени Сталина». 20 ноября того же года на действующей линии заработали «Новокузнецкая» и «Павелецкая».

Станция "Новокузнецкая" в 1944 году. Архивное фото
Станция "Новокузнецкая" в 1944 году. Архивное фото

В следующем 1944 году открыли четыре станции Покровского радиуса – «Бауманскую», «Электрозаводскую», «Сталинскую» и «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина».

Станция метро "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" в 1944 г. Архивное фото.
Станция метро "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина" в 1944 г. Архивное фото.

На стройку подземки во время войны пришли женщины и подростки, поскольку мужчины ушли на фронт. Необходимую метро продукцию пришлось осваивать московским заводам: многие поставщики оказались на оккупированных территориях или в зоне боевых действий. Например, завод, выпускавший эскалаторы, остался в блокадном Ленинграде.

Станция "Завод имени Сталина" в 1940-е. Pastvu
Станция "Завод имени Сталина" в 1940-е. Pastvu

Оформление станций во время войны

Все станции, построенные во время Великой Отечественной – глубокого заложения, каждая из них способна стать бомбоубежищем. Трудности военных лет не отразились на богатстве отделки станций. Было решено придерживаться стиля, взятого еще до войны: «лучшее в мире метро».

Советская почтовая марка
Советская почтовая марка

Станции богато отделаны натуральным камнем, их украшают роскошные люстры и светильники, воображение пассажиров поражают многочисленные скульптуры и мозаики.

Оформление станции "Электрозаводская", открытой в 1944 году. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Оформление станции "Электрозаводская", открытой в 1944 году. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Сегодня на всех семи станциях, возведенных во время Великой Отечественной войны, есть специальные таблички, напоминающие об этом. Но и без них в атмосферу тех лет переносит оформление метровокзалов: боевые знамена, красные звезды, лица солдат, фигуры красноармейцев и различные виды оружия.

Скульптура на станции "Бауманская", открытой в 1944 году. Фото из книги "Наше дорогое метро"
Скульптура на станции "Бауманская", открытой в 1944 году. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Послевоенные изменения

После войны оформление многих станций военных лет претерпело изменения. Некоторым метровокзалам поменяли имена. Например, «Сталинская» стала «Семеновской», «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина» превратился в «Измайловскую», затем в «Измайловский парк», а уже в наши дни в «Партизанскую». «Завод имени Сталина» переименовали в «Автозаводскую».

В 1961 году станцию "Сталинская" переименовали в "Семеновскую" - по соседней площади. Фото из книги "Наше дорогое метро"
В 1961 году станцию "Сталинская" переименовали в "Семеновскую" - по соседней площади. Фото из книги "Наше дорогое метро"

Основная причина перемен – объявленная новым советским руководством борьба с культом личности Сталина. Так, с бывшей станции «Сталинская» убрали пятиметровую скульптурную композицию «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство». В торце станции расположен горельеф с надписью «Нашей Красной армии – слава!». Изначально под цитатой была подпись генералиссимуса, а над композицией в медальоне размещался его портрет. Его замазали краской, а подпись демонтировали.

Замазанный медальон с портретом Сталина на станции "Семеновская" (бывшая "Сталинская").  Фото из книги "Наше дорогое метро"
Замазанный медальон с портретом Сталина на станции "Семеновская" (бывшая "Сталинская"). Фото из книги "Наше дорогое метро"

«Вытравили» изображение Сталина и с мозаики в торце станции «Бауманская». На красном знамени остался только Ленин.

Измененная мозаика на станции "Бауманская".  Фото из книги "Наше дорогое метро"
Измененная мозаика на станции "Бауманская". Фото из книги "Наше дорогое метро"

Сегодня все это уже часть истории, изучать вехи которой можно, гуляя по станциям московского метро военных лет.

Книга "Наше дорогое метро"
Книга "Наше дорогое метро"
Для метрофанатов, ценителей истории и архитектуры. Книга "Наше дорогое метро": интересные факты о Екатеринбургском метрополитене и всех подземках России. Символы, влияние идеологии, типы станций, скульптура и камень в метро. Подарочное издание. Заказать на OZON с бесплатной доставкой

Чтобы идеи новых путешествий всегда были под рукой, присоединяйтесь к телеграм-каналу «Коллекция впечатлений»: https://t.me/Zhestkov_Travel

-13