Найти в Дзене

В три раза больше виноделен за 10 лет: тренды, кейсы, статистика

Оглавление

В виноделии популярно понятие «хороший год», когда температура, осадки и другие предпосылки делают урожай выдающимся. Понятие применимо и к отечественному винному бизнесу, на который влияют законы, курс валют и другие изменения экономического климата. Как винодельни чувствуют себя в эпоху перемен и хорошим ли будет год для российского вина? Мы пообщались с участниками отрасли на российском винном фестивале RusWineFest, который прошел в Екатеринбурге в апреле 2023 года. А еще проанализировали статистику по отрасли, чтобы получить объемную картину рынка.

Как себя чувствует отечественное вино на рынке РФ

Эксперты проанализировали данные Контур.Фокуса за период с 2012 по 2022 годы: отобрали действующие компании Краснодарского края, у которых есть ОКВЭД 11.02 «Производство вина из винограда». В 2022 году работало уже 76 виноделен, это в 3 раза больше, чем десятилетие назад.

Чтобы выяснить, как отечественное вино чувствует себя на рынке всей России, посмотрим на динамику за полный 2022 год и первый квартал 2023 года.

На графике показана доля отечественного вина в ассортименте магазинов и ресторанов.

-2

Во втором квартале 2022 года доля российских вин увеличилась на 12,7%, а в третьем — еще на 0,3%. Рост отчасти связан с тем, что с конца февраля иностранные бренды начали уходить из России и заработали первые санкции, из-за которых нарушились цепочки поставок. В четвертом квартале доля отечественных вин просела на 6,7% (по сравнению с третьим кварталом). Однако общая динамика растущая, поскольку уже в первом квартале 2023 года доля приросла на 6,14% по отношению к первому кварталу 2022 года.

В целом динамика по спросу на российские вина положительная. У этого сразу несколько предпосылок, в том числе господдержка, само желание виноделен развиваться и даже санкции.

Поддержка от государства

Винодельческая отрасль регулируется Федеральным законом от 27.12.2019 № 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации». В Главе 5 этого Закона закреплено несколько форм поддержки со стороны государства и региональных властей: финансовая, имущественная, информационная, страхование интересов, продвижение продукции на потребительский рынок.

Кроме того, существует федеральный проект «Стимулирование развития виноградарства и виноделия», рассчитанный на период с 2022 до 2030 года. С его помощью государство намерено увеличить площадь виноградников, а следовательно, объем производства российской винодельческой продукции. Всё для того, чтобы отечественные вина увереннее конкурировали с импортными.

Российское вино должно быть на 100% произведено из винограда, выращенного на территории России.

Елена Журко
Бренд-амбассадор терруара «Долина Лефкадия»
Есть определенные сложности с закупкой лоз, и нет возможности сильно расширять площадь виноградников. Очень не хватает своих питомников в России. Пока у нас есть свой небольшой домашний питомник. Поэтому работаем с тем, что есть, с основными линейками — «Лефкадия», «Ликурия» и «Николаев и сыновья». У нас идет к тому, чтобы оптимизировать количество позиций (сейчас их более 50), оставляя самые успешные, но расширять объем производства. Чем больший объем производишь, тем больше возможности удерживать адекватный ценник.

В рамках господдержки винодельческие хозяйства могут получить субсидию и компенсировать свои затраты:

  • на организацию питомников для производства посадочного материала, то есть виноградных лоз;
  • на покупку лозы отечественного производства, на ее посадку и уход за насаждениями;
  • на приобретение и обновление основных средств и оборудования для производства винодельческой продукции;
  • на инновации, научно-исследовательскую и научно-техническую деятельность в области виноградарства и виноделия.

Субсидии виноградарям и виноделам предоставляются на основании Постановления Правительства РФ от 04.12.2021 № 2196. В период с 2023 по 2025 годы включительно из федерального бюджета выделят 8,8 млн рублей на поддержку отечественных винодельческих хозяйств.

Импортозамещение в связи с санкциями

В 2022 году виноделы столкнулись с трудностями из-за международных санкций. Отрасль по-прежнему зависит от импортных расходников: этикеток, красок, пробки.

Максим Дьяченко
Бренд-амбассадор винодельни Chateau Le Grand Vostock
Пока у нас еще недостаточно производится емкостей, бочек — этого очень не хватает. В один момент у нас кончилось примерно всё: этикетки, краска для печати, колпачки, пробки, бутылки, но постепенно эти проблемы решились с помощью «высших сил».

Винодельням не всегда удается быстро найти адекватную замену импорту, это сказывается на скорости производства.

Елена Журко
Бренд-амбассадор терруара «Долина Лефкадия»
Поставки расходных материалов иногда тормозят производство, например, ждем нужные колпачки для бутылок. Мы несколько разбаловались, заказывая всё это во Франции, Португалии, Италии, поэтому приходится ждать.

Расходников не хватает, они дорожают, это сказывается и на отпускных ценах вин. Чтобы удержать спрос, производители вынуждены искать золотую середину.

Максим Болховитин
Коммерческий директор винодельни Chateau Pinot
Слава богу, нашли производителей бутылки в России, и многие вина перевели на винтовую пробку базовые линейки «Гравитация», «Эксклюзив», да и более высокие линейки переводим. Увы, с ростом цен на комплектующие приходится поднимать цены и нам. Стараемся балансировать, но в целом цены на вино с позапрошлого года качнулись вверх, от 10% до 30%.

Энотуризм и мода на легкие вина

По данным Российской газеты, около 30 виноделен принимают туристов. Энотуризм позволяет развивать инфраструктуру региона и популяризировать отечественное виноделие среди россиян.

Например, около 20 виноделен Кубани входят в национальный маршрут «Винные дороги Краснодарского края». Энотуристов принимают гостиницы, агротуристические и винные комплексы и рестораны авторской кухни.

Максим Дьяченко
Бренд-амбассадор винодельни Chateau Le Grand Vostock
Сегодня виноделие — одна из отраслей, которой государство уделяет пристальное внимание и старается как-то содействовать, поэтому дела идут неплохо. Пожалуй, мы первыми начали приглашать к себе на сбор винограда волонтеров — журналистов, сомелье, рестораторов, чтобы они своими руками прикоснулись к созданию вина. То есть энотуризм с глубоким погружением. С 2015 по 2018 годы мы проводили такой эксперимент, достаточно удачно и, возможно, возобновим в будущем, когда реконструируем нашу гостиницу.

Российские вина становятся популярнее. По данным Контур.Маркета, на российском рынке снизилась доля вин из топовых стран-импортеров: Франция, Италия, Испания. Например, общепит в первом квартале 2023 года закупил в среднем на 3,5% меньше импортных вин, чем в первом квартале 2022 года.

Уменьшился спрос на крепкое спиртное
В 2023 году рестораны начали закупать у отечественных производителей на 6% больше вин, чем крепкого алкоголя. Например, виноградной водки, чачи и других. Магазины закупили на 4% больше российских вин. У топовых стран-импортеров Россия тоже покупает на 12% больше вина, чем крепкого.

Порядка 60% всех отечественных вин в заведениях общепита произвели винодельни Краснодарского края. На втором месте — вина Крыма и Севастополя.

Максим Болховитин
Коммерческий директор винодельни Chateau Pinot
Самый свежий винный тренд — на низкоалкогольные легкие вина, свежие, молодые, сочные, без дуба, которые открыли и выпили здесь и сейчас. Петнаты (от фр. pét-nat или pétillantnaturel, «натуральное игристое») — это всё из той же оперы. Тренды мы поддерживаем и даже создаем. Например, тренд в этикетке. Наши веселые единороги на этикетках в коллекции петнатов — это тоже тренд. Если раньше на винных полках были сплошные замки, гербы и цветочки, то сейчас этикетки стали более яркими и интересными. В конечном итоге вино встречают по одежке, провожают по вкусу. Энотуризм: у нас две улиточные фермы, перепелиная ферма, пасека.

Тренд на легкие вина поддерживают и в «Долине Лефкадия». По словам Елены Журко, люди предпочитают купить бутылку хорошего вина и выпить ее, не ожидая 10 лет, чтобы она достигла своего пика.

Елена Журко
Бренд-амбассадор терруара «Долина Лефкадия»
В моду входят облегченные вина, более простые, более понятные. Именно с такими свежими, легкими, кислотными винами появился проект «Николаев и сыновья». Экспериментируем мы и с петнатами, и с оранжами — появился «Золотой ключик» с содержанием алкоголя 10%, фактически невесомый, без танинов. Кроме того, очевидна мода на розе, которую мы тоже поддерживаем.

Сравнили также доли российских вин в 1 квартале 2022 года и 1 квартале 2023 года в общепите и рознице. В общепите показатель вырос на 6,4%, а в рознице на 3,6%. В рознице рост не так ощутим. Это связано с тем, что в розничных магазинах всегда было много вин России, поэтому расти сложнее.

Максим Болховитин
Коммерческий директор винодельни Chateau Pinot
Мы есть в винотеках, в федеральных сетях: «Перекресток», «Ашан», даже есть базовая линейка для «Пятерочки». В ресторанах мы пока представлены в меньшей степени, поскольку делаем ставки в первую очередь на доступность для потребителя в рознице — чтобы быть на расстоянии вытянутой руки. Но уже начинаем смотреть в сторону HoReCa, благо нам есть что предложить и чем удивить.

Обмен опытом и обоюдная поддержка участников отрасли

В 2019 году имущественный комплекс «Шато ле Гран Восток» продали на торгах в ходе банкротства компании. Однако гектары с виноградниками продолжают приносить вино и насыщать рынок отечественными напитками.

Максим Дьяченко
Бренд-амбассадор винодельни Chateau Le Grand Vostock
Если бы винный фестиваль проводился 20 лет назад, участниками были бы только мы. История «Шато ле Гран Восток» — это история российского виноделия, все набитые шишки — наши, и покоренные вершины — тоже. Сейчас мы входим в холдинг компании «Мистраль», один из крупнейших импортеров и дистрибьюторов вина в России. Нас консультирует команда Мишеля Роллана, самого знаменитого винодела мира. Я спросил: «Мишель, какие вина будут пить люди через 30 лет?». Он ответил, что каберне совиньон, мерло, шардоне и совиньон блан. Всегда. Наша винодельня — про вино из классических сортов в международном стиле. Плюс некоторые автохтонные сорта, те же «Красностоп» и «Саперави». Если говорить про эксперименты, то у нас есть розовое пино гри, такое плотное «зимнее» — небольшое наше хулиганство. Но в основном мы продолжаем традиции, классика всегда актуальна.

Виноделие — история не про конкуренцию, а про популяризацию вина, в этом убежден Максим Болховитин (Chateau Pinot). Потому что каждое предприятие работает в своем стиле — и по продукту, и по ценам, и по маркетингу, и по объемам. Одни выпускают десятки миллионов бутылок, другие — всего 50 тыс. в год.

Максим Болховитин
Коммерческий директор винодельни Chateau Pinot
Российский винодельческий мир я считаю миром друзей. Мы дружим, с большим удовольствием общаемся, встречаемся на мероприятиях, пробуем вина друг у друга, даем оценки. И совершенно естественным считаем, если на стенде посетители спрашивают определенного плана вино, отправить гостей к коллегам. К примеру, один из наших проектов — винный «Бар 55» в центре Новороссийска. Мы запустили его, чтобы популяризировать российское вино. И если в ресторане при винодельне только продукция «Шато Пино», то в этом баре — 150 наименований вин самых значимых отечественных производителей. Цены очень демократичные, особенно когда мы хотим порадовать гостей и запускаем акцию «55 рублей за бокал», по цене ниже, чем на полке магазина.

Отраслевые фестивали для виноделов — один из способов поддерживать дружбу, обмениваться опытом, обсуждать тренды и делиться результатами экспериментов.

Елена Журко
Бренд-амбассадор терруара «Долина Лефкадия»
Очень любим такие масштабные фестивали, как RusWineFest в Екатеринбурге или VinoRus в Краснодаре, нацеленные на нашу аудиторию и профессиональное сообщество. Мы можем рассказать сомелье и кавистам о прелестях нашего вина и как его продавать эффективнее, а они уже работают с конечной аудиторией. Потому что прямая реклама, промоакции, ролики — это всё забывается, а прямой контакт всегда самый ценный.

Как тренды влияют на статистику продаж, регулярно мониторят аналитики Контур.Маркета. Каждый квартал мы собираем данные о продажах алкоголя в России, результаты публикуем в СМИ и нашем журнале.

Еда
6,93 млн интересуются