Найти тему
АвиаОбоз

Детали отлетали свое

По оценке Ространснадзора, из-за санкций 2 тысячи авиарейсов в 2022 году были совершены на самолетах западного производства, укомплектованных запчастями с истекшим сроком эксплуатации.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ
Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Об этом руководитель службы Виктор Басаргин заявил на комитете Госдумы по транспорту, не уточнив, идет ли речь только о магистральной авиации. Собеседники “Коммерсанта” в крупнейших авиакомпаниях уверяют, что в отличие от малой авиации у них такого не бывает: есть возможность "заземлить" самолеты в ожидании поставок комплектующих. Эксперты же полагают, что ситуация с поддержанием летной годности западных самолетов будет усугубляться и грозит дефицитом флота.

Как стало известно нашему изданию, в 2022 году Ространснадзор выявил более 2 тысяч полетов, в ходе которых на самолетах использовались запчасти и комплектующие с истекшим сроком годности. Об этом заявил руководитель службы Виктор Басаргин, выступая на комитете по транспорту Госдумы 16 мая. Он отметил, что, несмотря на санкции, затронувшие в том числе поставки компонентов и агрегатов, гражданская авиация России «выполняет свою задачу по бесперебойной доставке пассажиров». В частности, чиновник обратил внимание, что Межгосударственный авиационный комитет счел 2022 год лучшим по безопасности полетов в РФ за последние пять лет.

Тем не менее внеплановые проверки нескольких сотен авиапредприятий показали, что в компаниях, эксплуатирующих западную технику, «отмечаются дефицит комплектующих изделий, проблемы с поставками расходных материалов».

«Заказ обусловлен повышенной стоимостью и увеличением сроков: в среднем с 3–7 дней до западных санкций до 60–120 дней. Некоторые специфические изделия завезти просто невозможно»,— отметил глава Ространснадзора. В результате «фиксируются многочисленные факты эксплуатации авиационной техники с нарушениями, напрямую влияющими на безопасность полетов. Например, допуск к эксплуатации компонентов с истекшим ресурсом. Суммарно зафиксировано более 2 тысяч подобных полетов». Он не уточнил, идет ли речь о коммерческих или всех типах авиаперевозок. По данным "Коммерсанта”, в 2022 году диспетчеры Госкорпорации по ОрВД обслужили 1,4 млн рейсов, включая транзитные и международные.

В пресс-службе Ространснадзора, Минтранса России и Росавиации нашему изданию не ответили. Источник в Минтрансе лишь отметил, что «методики оценки рисков у Росавиации и Ространснадзора отличаются, и подобные оценки требуют уточнения с ежегодным анализом, а также применимости этих данных к магистральной авиации». По его словам, ежегодно российские перевозчики выполняют около 1 млн рейсов.

Наши собеседники в крупных авиакомпаниях отрицают использование «истекших запчастей» и не знают о нарушениях у конкурентов. Топ-менеджер одной из авиакомпаний допускает, что «проверяющие могли пересчитать батарейки или аккумуляторы».

Допуск к полету «просроченных» критических запчастей — например, механизации крыла и гидравлических систем,— по его словам, не возможет: «В отличие от малых и бизнес-перевозок у крупных пассажирских компаний слишком большая ответственность».

В «Аэрофлоте» заявили, что авиакомпании группы «не используют авиационные компоненты с истекшими сроками» и обеспечены запчастями для «бесперебойной и надежной эксплуатации воздушного парка». «Все запчасти проходят строгий контроль на предмет соответствия требованиям качества, истории происхождения и имеют необходимые сертификаты»,— подчеркнули там. Еще в одной из крупных компаний заверили, что требования безопасности выполняются в рамках норм, «как это и делалось раньше».

Крупные перевозчики предпочтут "заземлить" парк, а не летать с просроченными запчастями, полагает собеседник “Коммерсанта” в экспертном сообществе. Он привел в пример Azur Air, в чьем парке сейчас летает 13 из 22 самолетов, в том числе стоят пять В767, часть из которых ожидают разрешения властей на вывоз двигателей за рубеж для ремонта. Источник, впрочем, признает, что «чудес не бывает, запчастей действительно не хватает, что ставит в сложное положение перевозчиков с небольшими парками: их самолеты должны летать».

Проблема поддержания летной годности иностранных судов в России стоит остро и будет усугубляться, говорит эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

У крупных перевозчиков более выгодное положение, так как они могут остановить самолеты. «Рынок может столкнуться с дефицитом самолетов, но это лучше, чем отказы в воздухе»,— считает эксперт. Решением может стать только полное импортозамещение за счет новых российских воздушных судов. До этого момента важнейшим вопросом становится надзор, подчеркивает господин Борисов: «Мы не должны повторить негативный опыт Ирана, который сразу после санкций столкнулся с высокой аварийностью и смог справиться с ней, наладив строгий контроль отрасли».

Источник: Коммерсант

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале