Найти в Дзене

Как подстаканник из столового прибора превратился в символ железной дороги

Оглавление

Подстаканник сопровождает нас в поездках по железным дорогам уже больше ста лет. Рассказываем, как появилась эта традиция…

Немного истории

Этой традиции много лет, но вот когда именно она возникла, точно не знает никто. Появление подстаканника некоторые исследователи связывают с тем, что в начале XVIII века, при Петре I, новые правила этикета предписывали мужчинам пить чай из стеклянных стаканов. Чтобы не обжечься, посуду помещали в специальную подставку.

-2

Что же касается использования подстаканника на железной дороге, тут тоже нет единой версии. Кто-то считает, что их применению способствовал Сергей Витте, когда был министром путей сообщения Российской империи. Однако никаких документальных подтверждений этому нет.

В любом случае подстаканники в поездах появились не ранее 90-х годов XIX столетия: именно тогда в составы стали включать салон-вагоны, где устанавливали котлы с кипятком, а также вагоны-рестораны. До этого пассажиры могли взять кипяток только на станции, а потому зачастую возили с собой чайники.

От простоты к роскоши

Постепенно из простого предмета, призванного защитить руки от горячего стекла, подстаканник превратился в красивый аксессуар и даже порой предмет роскоши. Их стали делать разной формы, из дорогих металлов и сплавов, украшать чеканкой, гравировкой или эмалью.

-3

Наши дни

Самое большое производство находится в городе Кольчугино на заводе, основанном ещё в 1871 году. Подстаканники именно этого предприятия уютно дребезжат на столиках вагонов под мерный стук колёс и сегодня, по прошествии почти 130 лет, и нам сложно представить поездки по железной дороге без них.

Еда
6,93 млн интересуются