Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Посуда императорских яхт. "Забава".

Все Российские императоры, начиная с Николая I, свои морские путешествия совершали на пароходах или паровых яхтах, изредка для прогулок по Финскому заливу пользовались парусной яхтой "Королева Виктория" (спущена на воду в 1846-м году). Для Великих князей строились парусные суда различных типов. Для Великого князя, второго сына Николая I Константина Николаевича была в 1848-м году построена яхта "Волна" (на верфи Дичбора в Блекуэлле близ Лондона). В 1852 году, (и также в Англии), строится яхта "Никса" - для внука Николая I - Николая Александровича... Вообще известно, что император Николай I слыл англоманом, и щедро раздавал заказы английским фирмам, таким образом спонсируя экономику Англии и давая заработать английским пролетариям. Тем большим потрясением явилась для него Крымская война, где "жесты доброй воли", "перегруппировки сил" и "непростые решения" со стороны России следовали одно за другим, довоенные роскошные парады и золочёный блеск кистей генеральских эполет никак не влияли на драматизм кампании. Как известно, до окончания войны император не дожил....

В данной статье разговор пойдёт о яхте-шхуне "Забава", построенной в Финляндии (номинально на тот момент Финляндия - часть Российской империи с сильной автономией) на Абовской верфи в 1860-м году для четвёртого сына Александра II и Марии Александровны, брата будущего императора Александра III - Великого князя Алексея Александровича. "За­ба­ва" бы­ла со­зда­на по об­раз­цу зна­ме­ни­той аме­ри­кан­ской го­ноч­ной ях­ты "Аме­ри­ка". Стро­и­тель - ко­ра­бель­ный ма­стер Н.А. Ар­це­улов. На момент постройки "За­ба­ва" считалась са­мой круп­ной из ве­ли­ко­кня­же­ских яхт. Как было заведено на императорских яхтах с 1860-го года, посуда сложного декора предназначалась исключительно для членов императорской семьи и их гостей. Столовая посуда для офицерских кают-компаний ("для употребления на судах во время практических плаваний") украшалась простой синей каймой и надписью в виде названия судна. Для капитанских и адмиральских кают кайма была золотой... Чтобы не допустить перерасхода колкой фарфоровой и стеклянной посуды во время хранения при качке, все предметы устанавливались в гнёзда, вырезанные в особого вида буфетах.

Ниже представлено фото яхты. Во­до­из­ме­ще­ние 171 тонна; дли­на 28,7 м, ши­ри­на 6,9 м, осад­ка 2.3 м.

Яхта "Забава". Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Яхта "Забава". Изображение взято из свободного доступа в интернете.

В 1861-м г. ях­та хо­ди­ла по Фин­ско­му за­ли­ву с их Вы­со­че­ства­ми Ве­ли­ки­ми кня­зья­ми Алек­се­ем Алек­сан­дро­ви­чем и Ни­ко­ла­ем Кон­стан­ти­но­ви­чем. В 1864-м г. "Ник­са" и "За­ба­ва" со­вер­ши­ли даль­нее пу­те­ше­ствие по Бал­тий­ско­му и Се­вер­но­му мо­рям до нор­веж­ско­го го­ро­да Бер­ген. В 1869–1873 гг. и 1878–1884 гг. на­хо­ди­лась в пла­ва­ни­ях в Бал­тий­ском мо­ре, Фин­ском за­ли­ве и фин­лянд­ских шхе­рах. В 1874, 1875 и 1877 гг. хо­ди­ла по Фин­ско­му за­ли­ву с вос­пи­тан­ни­ка­ми Мор­ско­го учи­ли­ща на бор­ту. Поскольку "За­ба­ва" строилась именно как скоростная яхта, она неод­но­крат­но участ­во­ва­ла в па­рус­ных гон­ках.

Фарфоровые тарелки из набора посуды для офицерской кают-компании. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Фарфоровые тарелки из набора посуды для офицерской кают-компании. Изображение взято из свободного доступа в интернете.

И только 24 но­яб­ря 1884-го года эта ях­та с деревянным корпусом бы­ла ис­клю­че­на из спис­ков су­дов фло­та. К сожалению, дерево - нестойкий материал...

Ко дню тезоименитства Алексея Александровича в 1865-м году был изготовлен второй комплект посуды для яхты, включавший в себя фарфоровый и стеклянный сервизы. Общий сервиз состоял из 393-х предметов и был рассчитан на 24 персоны. Смотрим вазу в форме чаши на невысокой ножке с шарообразным перехватом-"яблоком" и основанием из прозрачного бесцветного хрусталя. Чаша и ножка - восьмигранные, обработаны широкой шлифованной гранью. Гравировкой нанесена надпись "Забава" тем же "старорусским" шрифтом, что и на богато украшенных тарелках (см. первую галерею).

Кстати, это была не последняя яхта, построенная специально для Великого князя Алексея Александровича (1850-1908), генерал-адмирала флота (хотя ни в одном сражении этот адмирал замечен не был, разве что во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг. под его руководством была сооружена переправа через Дунай (что было несложно: Хаймарсами никто переправу тогда не обстреливал)). В 1890-1891 гг. на верфи Луарского общества в Нанте (Франция) для него взамен выбывшей "Забавы" была построена двухмачтовая и двухвинтовая яхта "Стрела".

Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями.

P.S. Благодарю всех, подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов деятельно помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь.


Еда
6,93 млн интересуются