Для Сочи Иуда — чайный апостол, который в 62 года начал жизнь с чистого листа и создал самый северный чай в мире. 62 в начале прошлого века — это серьезная старость, но Иуду Кошмана это никак не трогало.
Он был крепостным крестьянином еврейского происхождения. И после отмены крепостного права поехал свободным человеком работать на чайные плантации грузинской Чаквы.
В тот момент считалось, что в Сочи выращивать чай нельзя. Он не получился у агронома и главного садовника города Гарбе, не получился у Трубецких в Дагомысе, и императорские ботаники вынесли суровый вердикт — севернее Чаквы чай расти не может.
Но Иуда все изменил. Перебравшись в Дагомыс, а позже и в Солохаул, где на тот момент было 7 домов, он высадил семена чая, и случилось чудо. Это, кстати, не понравилось чайному монополисту из Чаквы, и тогда начались разные неприятности.
Известно, что Иуда даже попал в тюрьму по обвинению в фальсификации продукции. Из тюрьмы его вытащила жена Матрена, которая продала ценности и отдала все денежные накопления.
С приходом советской власти Кошману стало жить полегче и его чай много раз побеждал на выставках, правда, ему пришлось добровольно отказаться от собственности и вступить в колхоз. Первый образец сочинского чая назывался, кстати, «Бодрость».
Любите сочинский чай? Он вас бодрит?)