Найти в Дзене
В Движении

Как Kenworth T600 совершил революцию в грузовом автопроме и за что получил прозвище 'Муравьед'"

Друзья, знаете ли вы, что после топливного кризиса 1973 года американские дальнобойщики тратили две трети мощности своих могучих тягачей просто на борьбу с воздухом? Представьте: из условных 600 лошадиных сил целых 400 улетали в свисток на скорости 100 км/ч! Именно эта проблема заставила инженеров Kenworth создать грузовик, который навсегда изменил представление о том, каким должен быть настоящий американский трак.

Речь о Kenworth T600 по прозвищу «Муравьед» — машине, которая стояла на конвейере меньше 30 лет, но успела совершить настоящую революцию. Честно говоря, на фоне брутальных классических капотников 60-70-х годов этот тягач выглядит довольно скромно. Но давайте разберемся, почему именно он стал прорывной моделью не только для Kenworth, но и для всего грузового автомобилестроения Нового Света.

После того как в 1973 году грянул топливный кризис, цены на дизельное топливо взлетели в несколько раз. Если раньше американские перевозчики могли не особо задумываться о расходе — благо, солярка стоила копейки, — то теперь ситуация кардинально изменилась. Крупные автопарки, насчитывавшие сотни машин, столкнулись с миллионными убытками только из-за топлива.

В Kenworth подсчитали: их флагманский W900 на шоссейных скоростях тратил около двух третей мощности исключительно на преодоление сопротивления воздуха. Компания не производила собственные двигатели, полагаясь на Cummins и Caterpillar, поэтому решили пойти другим путем — улучшить аэродинамику.

-2

К исследованиям приступили в 1976 году. Семь лет инженеры колдовали в аэродинамической трубе Вашингтонского университета — компьютерного моделирования тогда практически не существовало. И результат превзошел все ожидания: новая компоновка кабины с наклонным капотом давала свыше 20% топливной экономии! При полной загрузке на шоссейных скоростях тягачу с улучшенной аэродинамикой хватало двигателя на 100 сил слабее, чем классическому W900.

Технически T600 предлагал проверенные решения. На выбор были два основных варианта силовых агрегатов: 12-литровый шестицилиндровый турбодизель Cummins с отдачей от 370 до 450 лошадиных сил или более серьезный Cummins объемом 14,9 литра, развивавший до 600 кобыл. Во второй половине 90-х добавились передовые моторы от Caterpillar.

-3

Но главная фишка крылась не в железе. Помимо революционного наклонного капота, на аэродинамику работали крылья новой формы, перетекающие в юбки, которые закрывали топливные баки. Смещение передней оси ближе к задней тележке позволило на четверть уменьшить радиус поворота по сравнению со стандартным W900.

-4

В 1990 году представили усовершенствованную версию T600A. Изменили форму обтекателей зеркал и решетки радиатора, а лобовое стекло из двух плоских сегментов заменили на панорамное. Устаревший спальник Aerodyne уступил место Aerodyne II — более эффективному с точки зрения аэродинамики. В духе времени опционально предлагалась электронная панель приборов, разработанная совместно с Boeing. Да-да, с той самой компанией, что строит самолеты!

Когда в 1985 году T600 официально представили дилерам, прием оказался противоречивым. Покатый капот и низко посаженный бампер пришлись по вкусу далеко не всем. Собственно, именно из-за непривычного дизайна капота машина и получила прозвище Anteater — «Муравьед».

Как отметил представитель одного из дилеров: «Аэродинамические преимущества T600 были настолько очевидными, что те, кто проигнорировал это нововведение, неминуемо остались бы на обочине бизнеса». И он оказался прав! Первые владельцы на личном опыте убедились: расход дизеля на T600 был на 10-15% ниже, чем на стандартных тяжелых капотниках. К концу 1985 года продажи модели составили 40% от общего выпуска Kenworth.

-5

Увы, но конкуренты поначалу не воспринимали аэродинамический подход всерьез. Peterbilt, Freightliner и International продолжали штамповать классические «кирпичи» с прямыми мордами. Но успех T600 заставил их срочно пересмотреть приоритеты. К началу 90-х все основные производители выпустили свои версии аэродинамических тягачей, но Kenworth уже захватил существенную долю рынка.

Интересно, что в 1996 году в Kenworth решили пойти еще дальше и представили T2000 — «капотный грузовик следующего поколения» с клиновидным капотом под углом 32 градуса. Каркас кабины выполнили из алюминиевой крошки, кузовные элементы — из инновационного материала SMC, который на 40% легче стеклопластика. Вместо заклепок использовали сверхпрочные клеевые соединения.

-6

Машина получила систему ABS и ASR, уникальную подвеску с 8 пневмобаллонами, роскошное оснащение кабины с эйрбегами, CB-печью, персональным компьютером, телевизором и спутниковой связью. Казалось бы — мечта дальнобойщика! Но частники денег на T2000 как раз и пожалели. На высокой скорости легкие кузовные панели дрожали и тряслись так, что водители всерьез опасались — не развалится ли кузов прямо на ходу? Продажи шли слабо, и модель тихо сняли с производства в 2010 году.

Какие перспективы у наследников?

За два десятилетия выпустили чуть больше 108 000 единиц T600 в самых разных конфигурациях. Компания Kenworth даже удостоилась Национальной премии Министерства транспорта США за развитие исследований в области транспортных средств. Такие награды, между прочим, дают не за красивую хромировку на местечковых выставках!

В 2008 году классический T600 стал частью истории, уступив место модели T660. Технически она слабо отличалась от предшественника, зато предлагала современный дизайн с плавными обводами, соответствующий тенденциям 2010-х. При создании широко применялось компьютерное моделирование.

-7

На смену T660 в 2016 году пришел новейший T680, который выпускается до сих пор. Помимо традиционных дизельных версий, есть полностью электрическая модификация мощностью 470 или 605 лошадиных сил с запасом хода 320 километров.

-8

Кстати говоря, нельзя не упомянуть австралийские версии. В 1998 году представили модель T604 с уникальным дизайном радиаторной решетки, усиленной системой охлаждения для 15,8-литрового Cummins мощностью 600 сил и продвинутой системой предотвращения столкновений с камерами, инфракрасными сенсорами и радарами. Сейчас Kenworth Australia предлагает три модели 600-й серии — T620, T620SAR и T659.

-9

Будем честны: оригинальный T600 сложно назвать эталоном американского тяжелого грузовика в классическом понимании. Но именно эта модель совершила настоящую революцию в отрасли грузоперевозок. На протяжении многих лет она оставалась золотым стандартом, к которому стремились конкуренты.