В этом году, как известно, в Индии отмечают юбилей ассамского чая. Двести лет назад, в 1823 году, ассамские местные жители рассказали европейцам о том, что у них в лесах растут чайные деревья и что они используют листья этих деревьев разными традиционными способами.
Юбилей этой, конечно, немного странный. Дикие чайные деревья росли на территории Ассама и использовались местными племенами задолго до 1823 года. И с точки зрения диких деревьев и местных племен, 200 лет — это какое-то оскорбительное омоложение. Первая чайная плантация в Ассаме была разбита в 1833, кажется, году. А первые образцы ассамского плантационного чая прибыли в Лондон в 1838 году. Так что с точки зрения ассамской чайной индустрии, 200 лет в 2023 году — это историческая неточность.
Впрочем, это не важно. Хотят люди праздника — и устраивают праздник. Тем более, что в связи с довольно иллюзорной датой наши ассамские коллеги пытаются если не решить, то хотя бы начать решать совершенно конкретные и неиллюзорные проблемы.
Одна из таких проблем называется Tea-garden community of Assam.Насколько я знаю, устоявшегося перевода на русский язык для этого понятия не существует. Лобовой перевод — «сообщество чайных садов Ассама» — не только громоздок, но и отдает какой-то хипстерской зажратостью, в данном случае совершенно неуместной. Поэтому я, следом за ассамскими властями, буду называть это сообщество «чайными племенами Ассама». Еще точнее был бы термин «плантационные племена Ассама» — но он тоже громоздок. В прошлом для обозначения этих людей часто использовался термин «кули» — но, во-первых, он выходит далеко за рамки чайных плантаций и, во-вторых, в самом Ассаме считается оскорбительным. С учетом ассамского темперамента за него можно не только по морде получить, но тяпкой по голове.
Чайные племена Ассама — это потомки людей, которых переселили на разбитые в Ассаме чайные плантации в середине XIX века из соседних с Ассамом регионов Индии. Ассамские чайные плантации, напомню, были разбиты практически на пустом месте. Где до них часто лес рос. Нужной для закладки и обработки плантаций концентрации рабочей силы в тех местах не было — вот англичане ее и создали.
Формально переселенцы в Ассам были наемными рабочими. Реально — рабами, особенно с учетом того, что их вербовка чаще всего носила принудительный характер. Причем рабами они были, если можно так выразиться, экстенсивными. Работа на чайных плантация в массе своей не требовала высокой квалификации и физически была доступна не только мужчинам, но и женщинам с детьми. А это значит, что при любых проблемах с работником его было легче заменить, чем, например, лечить. Поэтому относились к этим людям хуже, чем к скотине.
Первая группа рабочих была привезена в Ассам в 1841 году. Их было 652 человека. Большая часть из них умерла от холеры, выжившие разбежались. Оценив общую перспективность идеи, англичане озаботились ее законодательным и организационным обеспечением. В течение нескольких лет принимались законодательные акты, регулировавшие процесс найма работников на чайные плантации. Также был создан институт брокеров, которые назывались Arakattis и занимались поиском и вербовкой рабочих на плантации. И здесь, конечно, не нужно обманываться приличными словами. Регулирование найма носило карательный характер, а вербовка часто была мошеннической или силовой.
В период с 1 мая 1863 года по 1 мая 1866 года на ассамские чайные плантации завезли около 85 тысяч человек. К июню 1866 года более трети из них были мертвы. Однако развивающаяся чайная индустрия требовала все новых и новых рабочих рук — поэтому переселение людей в Ассам, хоть и разными темпами и в разных масштабах, продолжалось до середины XX века, около ста лет.
При этом рачительные владельцы плантаций заботились не только о подвозе рабочей силы, но и о ее воспроизводстве. В статьях об ассамских чайных племенах пишут о том, что рабочих заставляли увеличивать рождаемость. В чем это конкретно выражалось, кроме запрета абортов и недоступности средств контрацепции, я не знаю. Но забота оказалась результативной — сейчас численность чайных племен Ассама оценивается в 7 миллионов человек. Прочти все их них живут в непосредственной близости от чайных плантаций, большинство — занято в чайной индустрии.
Несмотря на то, что завоз рабов на чайные плантации прекратился уже достаточно давно и несмотря на то, что времена сейчас стали чуть менее людоедскими, практически все проблемы, являющиеся следствием изначально колониального подхода к чайной индустрии, в Ассаме сохранились.
Вербовка рабочих на ассамские чайные плантации проводилась в разных регионах Индии — поэтому в Ассаме оказались представители множества разных племен. Которые не особо перемешались за последние десятилетия, сохранили свое вероисповедание и свой язык. Культурное, языковое, этническое и конфессиональное разнообразие ассамских чайных племен — это, как вы понимаете, только для этнографа хорошо. А для самих ассамских чайных племен это разнообразие — постоянный источник напряжения и конфликтов. Бедность, крайне низкий уровень образования и здравоохранения все эти проблемы только усугубляют.
А еще там есть вот какая каверза. Чайные племена Ассама включают в себя десятки реальных племен, некоторые из которых официально зарегистрированы в Индии как племена коренные и подвергаются положительной дискриминации. Однако эта регистрация не распространяется на территорию Ассама. Ну то есть твои соплеменники в соседнем штате могут пользоваться разными льготами только в силу своего происхождения. А ты в Ассаме, имея такое же происхождение — не можешь. Все это благостности и без того сложной картине совсем не добавляет.
Собственно, борьба за получение статуса зарегистрированных племен части ассамских чайных племен и включена в программу юбилейных мероприятий, связанных с двухсотлетием ассамского чая. Естественно, разная работа по хотя бы частичному решению проблем ассамских чайных племен началась не в этом году и занимаются ею как индийские власти, так и общественные организации, в том числе и международные. Да и сами ассамские чайные племена не сидят сложа руки, являясь, кроме всего прочего, и заметной региональной политической силой. Которая легко может стать силой еще и вооруженной…
Короче говоря, когда вы в следующей раз в парадной истории любой колониальной чайной индустрии будете читать про трудолюбие, профессионализм, деловую хватку, смекалку, здоровый авантюризм и прочие предпринимательские достоинства чайных пионеров Индии, Кении или Шри-Ланки, принимайте их к сведению. Все это достойно уважения и внимания. Но о том, на какой основе выросли эти индустрии и что стало главной причиной высокой конкурентоспособности индийского, цейлонского, кенийского и некоторых других чаев на мировом рынке, тоже забывать не стоит.
Хорошо, кстати, что как минимум половина современной чайной индустрии не является колониальной или постколониальной. Китайский, японский, бывший советский, тайваньский, турецкий и прочие аналогичные подходы к выращиванию и производству чая мне представляются более гуманными. Там тоже жизнь не всегда сахар. На земле вообще довольно сложно работать. Но такого системного людоедства, как в Ассаме, там, насколько я знаю, нет и не было.