Найти тему
Порцелиновый фан

Розендорф Е.Б. (1898–1984). Агитационный фарфор.

И опять всё то же - ни одной фотографии в интернете, несмотря на то, что сама Елизавета Бернгардовна прожила долгую жизнь, в основном, в Европе! Фотографии её менее знаменитого мужа - есть, и не одна, её - нет. От всезнаек, которые мне иногда шлют комментарии типа: "Плохо искали", - жду не этих "слов поддержки", а фото.

Розендорф (Гершельман) Елизавета Бернгардовна (1898–1984). Из семьи балтийских немцев. Юность провела в Петербурге. Художественное образование получила в Центральном училище технического рисования. С 29-го февраля 1919-го года по 1920-й год работала на Фарфоровом заводе художником.

Наиболее яркими её работами являются блюда "Рыбак", "Гончар", "Вышивальщица", "Павлин", чайная пара "Кобальтовые цветы и птицы" (по композиции С.В. Чехонина) и пр.; расписывала сервизы и курительные трубки.

Была участницей Выставки Государственного фарфорового завода в 1919-м году и Выставки петроградских художников всех направлений в 1923-м году.

В 1920-м году Елизавета Бернгардовна навсегда уезжает из Советской России - сначала в столицу независимой Эстонии Таллинн (видимо, настолько её "удовлетворила" Советская власть!). Устроилась чертёжницей в Министерство земледелия Эстонии. В 1926 году выходит замуж за К. К. Гершельмана, который также в то время работал чертёжником, и в том же министерстве. В Эстонии Елизавета Гершельман (взяла фамилию мужа) продолжила заниматься живописью и графикой. Входила в Эстонский союз художников. Участвовала в различных мелких выставках (для "крупных" выставок в Эстонии слишком мало населения) в 1920-х годах.

Муж Елизаветы Розендорф - Карл Карлович Гершельман - также из рода балтийских немцев, сын военного врача, дослужившегося до чина тайного советника (что соответствовало званию генерал-лейтенанта) Российской империи. Родился и провёл детство в русской Одессе. Учился в Одесском кадетском корпусе (1906–1916), прошёл ускоренный курс в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде, и в чине прапорщика был отправлен на фронт в составе лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады. После предательского Минска Брестского мира вернулся к родителям в Одессу, поступил на философский факультет Новороссийского университета. В 1918–1920 служил в Белой армии А.И. Деникина, затем П.Н. Врангеля. Вместе с армией П.Н. Врангеля эвакуировался из Крыма в Галлиполи (Турция), в марте 1922-го (по одному из источников) по приказу Врангеля был произведён в звание капитана.

В 1922 через Болгарию, Румынию и Польшу добрался до Риги, поселился в Таллине. Работал рабочим на лесопильной фабрике, чертежником в Министерстве земледелия (где и познакомился с Е.Б. Розендорф). Писал философские эссе и стихи, фантастические рассказы, печатался в русских эмигрантских издательствах, оформлял и иллюстрировал детские книжки. Когда в конце 1934-м году в Эстонии произошёл военный переворот, был упразднён парламент и усилился национализм, и власти ввели политику "украинизации эстонизации некоренного населения" (как это всё знакомо, правда?), и всем госслужащим не местного происхождения предложили сдать экзамен по эстонскому языку, был вынужден уйти из министерства.

В 1940-м, накануне (за месяц до...) присоединения стран Прибалтики к СССР, пара переселилась в Познань (нем. Posen), Третий Рейх, в январе 1945-го бежала в Айхштетт (нем. Eichstätt, Бавария).

Работы Елизаветы Бернгардовны представлены в музее Эрмитаж, городских музеях Таллина и Нарвы. В 1989-м году мемориальная выставка супругов Гершельман состоялась в Регенсбурге (Бавария).

В следующих двух галереях вы увидите все работы Елизаветы Розендорф, что находились в Собрании Фарфорового завода, а с 2002-го года стали частью Собрания Эрмитажа. Понятно, это даже не 1% от общего числа её работ, поскольку 99% АГИТАЦИОННОГО ФАРФОРА уходило на продажу за рубеж.

Чайник с крышкой с изображением венка из листьев с ягодами. ГФЗ, 1919. Роспись надглазкрная монохромная, позолота, цировка. Размеры:14,3*26,5*12,5 см. (общ.). Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-2856. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Чайник с крышкой с изображением венка из листьев с ягодами. ГФЗ, 1919. Роспись надглазкрная монохромная, позолота, цировка. Размеры:14,3*26,5*12,5 см. (общ.). Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-С-2856. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

Другие работы, приписываемые Елизаветы Розендорф представлены ниже.

Портрет мужа работы Елизаветы Бернгардовны Гершельман, и его фото периода Первой Мировой и Гражданской войн.

Тарелки, расписанные Е.Б. Розендорф на одной из современных выставок.

Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

Друзья, подписывайтесь! Впереди много интереснейших историй о фарфоре, о личностях, связанных с фарфором, в частности с художниками, имеющими отношение к АГИТАЦИОННОМУ ФАРФОРУ (не всё ещё сказано и показано!), и пр., и пр.

Спасибо всем, кто дочитал.

P.S. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь. Всего доброго!