Продолжаем разговор, начатый в статье - Застолье - это не только весело, но и эстетично
Главное содержание произведений на тему «Весёлая компания» - наслаждение жизнью. Основные способы – приятная компания (почти всегда смешанная, то есть и «мальчишки» и «девчонки»), застолье (всегда с напитками, еда – дополнительная опция) и почти всегда музыка.
Смотрите, какое название, впрочем, оно вряд ли авторское, скорее всего, придумано позже, для какого-нибудь каталога.
Амброзиус Бенсон (приписывается). Элегантная компания с музыкантами, сидящая за столом с фруктами и вином в пейзаже.
Почти всё как у нас, разве что музыка всегда исполняется на настоящих инструментах (а как бы вы ещё хотели в 17 веке?) и участниками самого веселья. Тема близкая, родная и понятная. В 95% случаев, произведения исключают участие в веселье каких-либо мифических или мистических существ. Мы говорим о самых обыкновенных людях, самых разных сословий. Время расцвета жанра – середина 17 века, примерно с 1620х по 1670е, что впрочем, не исключает и иных вариантов, просто именно в это время было написано большинство картин.
Дирк Хальс. Весёлая компания. 1620е:
Ещё один интересный момент – всё полностью как у нас. Во-первых, совершенно разное место действия. Это может быть богатый дом, даже дворец, сад, деревенская улица, постоялый двор (гостиница по нашему), таверна.
Дирк Хальс. Вечеринка в саду:
Адриан Браувер. Крестьянский праздник:
Во-вторых, состав «гуляющих» тоже различен, от вполне респектабельных господ, то простых мужиков в компании женщин лёгкого поведения. Вспоминайте знакомые понятия – вечеринка, пикник.
Симон де Вос. Веселящиеся на постоялом дворе:
Антони Паламедес. Весёлая компания:
Кстати, очень близко к картинам с «Весёлой компанией» примыкают «Концерты». Настолько близко, что произведения часто смешиваются.
Ян ван Бийлерт (или Иоханнес Янс Бронкхорст) Концерт:
Некоторые из сюжетов написаны в нравоучительно-назидательном смысле. Как инструкция о том, чего делать не надо – злоупотреблять алкоголем, расточать деньги в кабаках, связываться с сомнительными личностями с социального дна (как мужского, так и женского рода). Впрочем, я опять-таки не верю в то, что какой-нибудь голландский бюргер покупал такие произведения с целью поучения, разве что повесить в комнате прислуги или у детей. А для себя, для «внутреннего потребления» этот жанр, помимо официальной полезности и назидательности, нёс психологическую разгрузку. Созерцая веселье других, легко можно было отрешиться от собственных проблем, хотя бы иногда и настроиться на что-то приятное.
Давид Рёйкарт (возможно) Музыканты в таверне:
Я думаю, что именно это и привлекает в подобном типе картин наших современников. Даже если там представлены образцы «не совсем правильного поведения». Мы конечно всё знаем, люди учёные, и до крайностей доходить не будем, но так охота погулять. Опять же, неизвестно, что вреднее, последствия вечеринки или хронический стресс.
Кстати, сегодня пятница - конец рабочей недели, а впереди - суббота и воскресенье. Самое время для того, чтобы организовать приятную вечеринку