Найти тему

"Чужой" двигатель: история летающей лаборатории Ил-76 76492

Одним из основных этапов создания любого авиационного двигателя являются лётные испытания. Во время таких испытаний двигатель подвешивают под крылом летающей лаборатории, которая выполняет с ним серию полётов. Уже много лет для этих целей в России используют самолёты Ил-76ЛЛ. Одну из трёх таких летающих лабораторий - Ил-76 с номером 76492 - мы и рассмотрим в этом материале.

Ил-76 с номером 76492 был выпущен в 1985 году на авизаводе в Ташкенте. Уже в декабре 1986 года самолёт задействовали в программе испытаний авиадвигателя ПС-90А, разрабатываемого для установки на перспективные лайнеры Ту-204 и Ил-96 (впоследствии эти двигатели будут устанавливаться и на одну из модификаций Ил-76). Испытания двигателя ПС-90А на летающей лаборатории Ил-76 продолжались до 1994 года. За это время самолёт выполнил 188 полётов общей продолжительностью 400 часов.

-2

В мае 2007 года Ил-76 76492 стал участников программы лётных испытаний винтовентиляторного двигателя НК-93 с тягой в 18 тонн. За 3 месяца планировалось выполнить 25 полётов, однако из-за проблем с финансированием Ил-76 с НК-93 поднимался в воздух всего 5 раз (2 из них неработающим двигателем). В итоге весной 2009 года двигатель с самолёта сняли, а программу свернули.

После неудачи с НК-93 долго простаивать самолёту не пришлось и уже в ноябре 2010 года поднялся в воздух с индийским реактивным двигателем Kaveri. Были выполнены несколько десятков полётов, после которых двигатель отправили на доработку, а на истребители Tejas установили двигатели американской General Electric.

Индийский двигатель мёртвым грузом висел под крылом борта 76492 вплоть до весны 2017 года, когда его наконец демонтировали. Новым "подопытным кроликом" летающей лаборатории стал ТВ7-117СТ, предназначенного для установки на военно-транспортный Ил-112 и пассажирский Ил-114-300.

-3

Лётные испытания ТВ7-117СТ продолжались 3 года, за это время было выполнено около трёх десятков полётов. В августе 2020 года ОДК заявила, что двигатель готов для установки на опытный Ил-114-300. После окончания испытаний демонтировать ТВ7-117СТ не стали, оставив его под крылом летающей лаборатории.

-4

На МАКС-2021 мне удалось подняться на борт Ил-76 76492. В кабину пилотов не пускали, впрочем сразу сказав, что она ничем не отличается от кабины обычной транспортной версии самолёта. Зато дали полностью осмотреть грузовой отсек, где и притаились главные отличия.

Сразу от переднего люка в сторону хвоста тянутся металлические конструкции с хитросплетением проводов.

Ближе к хвосту установлен пульт оператора, следящего за работой двигателя полёте. По словам одного из членов экипажа, под определённый двигатель монтируется свой пульт.

-6

По левому борту стоит масляный компрессор.

***

Больше материалов про авиацию можно увидеть в моём канале, а мои фотографии 📷 (на авиационную тематику и не только) можно увидеть в моём Telegram.

Материалы по теме:

МС-21: снаружи, внутри и в воздухе

Замена для Ан-24 с советскими корнями: Ил-114-300

ПД-8: Новый двигатель для нового "Суперджета"

Ход конём: зачем России истребитель Су-75 Checkmate

Самолёт на замену Ан-2: ЛМС-901 "Байкал"

Бе-200ЧС: от кабины пилотов до туалета

Первый постсоветский авиадвигатель: ПД-14

Ми-171А3: первый офшорный вертолёт в России