Найти тему
ТАЙГА ВЫРУЧИТ

Плов, стейк, жуки и другие походные лакомства

Жрать гусениц – это нормально. Голод и тяга к новым ощущениям даже особо впечатлительных делают не шибко брезгливыми. Походная еда – это не только каша и консервы.

Мой тёзка умеет приготовить на костре всё: от блинов и стейков до жуков во фритюре. И будет вкусно! За ним записывать – получится таёжная кулинарная книга.

Это Пашка. Мы ходим в походы больше четверти века.
Это Пашка. Мы ходим в походы больше четверти века.

Талантливый повар работает строителем. С профессионалами часто бывает: призвание не совпадает со способом заработка.

В строительстве Пашка дотошен. Всё по ГОСТам, СНИПам и другим страшным аббревиатурам. Не дай бог кафельная замазка окажется на полтона светлее или откос выставлен не по электронному уровню!.. Семь раз отмерит, восьмой проверит.

Странно, но на кухне наоборот. Его ведут чутьё и удача. Там не дождёшься пропорций, граммовок и чётких инструкций. Всё на глаз. Магия без математики. Гармония случайных действий.

Тот, кого держит за руку сама судьба – обречён на успех. Он даже торт «Птичье молоко» умудрился сделать наугад, а это высший пилотаж.

– Паша, сколько воды в рис наливать?

– Да как объяснить? Дай-ка я сам… – и наливает. В меру.

Самые вкусные блюда получаются вот на такой кухне - у костра под открытым небом. У этого ночного ресторана столько звёздочек, что любой Мишлен обзавидуется.
Самые вкусные блюда получаются вот на такой кухне - у костра под открытым небом. У этого ночного ресторана столько звёздочек, что любой Мишлен обзавидуется.

Поскольку Павлик ещё и заядлый турист, то в походах у костра кашеварит просто по умолчанию, вечный дежурный. Остальные – так, на подхвате, кто в лес, кто по дрова, кто по воду. Посуду помыть, чтобы чисто, песню спеть, чтобы не скучно.

– Пашка, что сегодня в меню?

– На ужин печёные на углях блинчики с черничной начинкой!

Постепенно у него сформировался список «фирменных» походных вкусняшек и личное кладбище сомнительных рецептов.

Не самое удачное блюдо на моей памяти вышло только одно. Затеяли как-то грибную солянку. Долго строгали слагаемые. Паша колдовал. Но шедевр попросту не влез в котелок. Экономить объём решили за счёт воды. Получилось что-то вроде рагу без бульона. Ложка не тонет и не падает. Вкусно, но всё-таки не солянка. Паха сначала расстраивался, потом нашёлся. К завтраку он этот концентрат разбавил вдвое и заново вскипятил. Вышло как надо. Даже лимончик припасли на такой случай. Когда ещё в лыжном походе придётся завтракать солянкой? Не надо экономить на ощущениях.

Школа туризма у нас общая. То есть мы понимаем: маршруты должны быть сложные, провизия – это всего лишь топливо для приключений.

Но у него калории выходят ещё и вкусными. Даже фотогеничными.

– Подожди-ка, – говорит и украшает тарелку каши свежей брусникой, – Вот так лучше.

Оказалось, это заразно. Или он нас избаловал. Нахватались от него тяги к прекрасному. Теперь даже если Пашка почему-то не идёт в поход, хочется, чтобы в пути было вкусно. Хотя, конечно, мастера не превзойти. Но мы стараемся. Делал недавно плов по его рецепту. Почти получилось. И всё-таки немного не то. Наверное, не хватает магии. Или чутья. Или опыта. Или Пашки.

НИЖЕ В ГАЛЕРЕЕ ФОТО С ОПИСАНИЯМИ НЕСКОЛЬКИХ РЕЦЕПТОВ

Плов (Пашкина версия)

– Естественно, сначала швыряем в котёл мясо, причём довольно крупными кусками, кипятим его в раскалённом масле. Затем добавляем крупную луковицу, нарезанную соломкой. Жарим лук до состояния густой карамели. Если подгорит – не страшно, потом всё в бульон уйдёт. Морковку нельзя резать слишком мелко. А то растворится, не найдёшь. Тоже обжариваем, пока она не стает аппетитной. Солим, перчим, кидаем специи, половину головки чеснока вместе со шкурками. Заливаем чуть-чуть водичкой и убираем на медленный огонь минут на сорок. Приправы? По наитию. Вкусное - кидай! Когда «зирвак» готов, закидываем сверху промытый рис. Заливаем водой так, чтобы уровень жижи был выше риса примерно на фалангу пальца. В серединку – воткнуть вторую половину головки чеснока. Сначала на сильном огне довести до бурления и дать бульону выкипеть. А потом – на самые медленные угли и томить минут 20, а лучше 30, чтобы хорошенько разварился рис. Как распарится – можно перемешать.

Пропорции? Да всего примерно поровну… А там как пойдёт.

Стейки (мясо с ожогами)

– В зимний поход нужно брать мясо! Не пропадёт. Вся улица – большой холодильник. Тут главное – правильное мясо раздобыть. В магазинах нынче почти всё вымачивают в каком-то рассоле, с уксусом и желатином. Хорошо, если в деревне кого-то знаешь, чтобы договориться на свеженину. И резать мякоть надо щедрыми пластами. В два пальца, не тоньше. А то скукожится и внутри будет сухое. Маринад – самый простой. Соль и перец. Для пущей эстетики можно растереть немного зелени, но это факультатив. И долго мариновать не стоит – десяти минут выше крыши. Котелок раскалить максимально, кинуть туда сливочного масла. Выложить мясо в кипящий жир. Нужно сразу нанести ему сильные ожоги. Сначала кусок к посудине прилипнет, это не страшно. Не надо ковырять. Как корочка схватится – само отстанет. И на вторую сторону переворачиваем – плюх – то же самое. Жарим до румяного. Корочки должны стейк со всех сторон «запечатать», чтобы сок оставался внутри. Дальше – кидаем вдоль мяса пару зубчиков чеснока и веточку розмарина. Пусть отдадут аромат. И растопленным маслом начинаем всю эту красоту поливать сверху. Сколько жарить? Ну от огня зависит. Обычно – тыкаешь ножом в самую толстую часть стейка и смотришь на сок: если прозрачный – готово. А главное – как с костра уберёшь, на стейк кладёшь кусочек сливочного – чтобы масло заплакало. И вот тут уже можно щепотку свежей зелени. Пять минут мясо отдохнёт, приятного аппетита! Ночной дожор! Всем выйти из сумрака!

Жаркое из короедов (впечатлительным не читать)

– Гастрономический экстрим. Русскому человеку с непривычки сложно заставить себя укусить что-нибудь вроде червяка. Но преодолеть психологический барьер помогают дикий голод, природное любопытство и пятьдесят граммов эликсира храбрости. Короедами туристы называют личинки ёлового усача – это такой крупный чёрный жук, который живёт в сухих пихтах. Зимой будущие жуки похожи на мясистых гусениц орехового цвета. Закапываются глубоко в сухостой и прячутся там от дятлов. Добывать их специально – сложно. Но поскольку заготовка дров – неотъемлемая часть любого зимнего похода, то короедов находят попутно. Колют дрова для печки или костра – а внутри сухой древесины – те самые гусеницы. Насобирать их в отдельную ёмкость – не проблема. Каждая личинка - это витаминка! Когда короеда бросают в кипящее масло, он резко увеличивается в объеме, почти как попкорн, мгновенно зажаривается до коричневого хруста, получается мясная пародия на круассан. Пробовать короеда во фритюре (впервые) надо решительно: взять за голову, обмакнуть в соль, откусить. По вкусу – нежнейшее мясо. Как будто жареную говядину обмазали кедровыми орехами. Уж точно лучше всяких креветок, криля, поддельного краба и прочих морепродуктов. Голову жевать не надо: она твёрдая.

******

Какую самую странную еду вам доводилось пробовать? Пишите в комментариях, возьму на заметку для будущей кулинарной книжки!

Походные рецепты - тема неисчерпаемая. Насчёт кулинарной книги я не шучу. Будет.
Походные рецепты - тема неисчерпаемая. Насчёт кулинарной книги я не шучу. Будет.

Еда
6,93 млн интересуются