Многие автовладельцы замечали, что при снятии крышки маслозаливной горловины или вытаскивании щупа работающего двигателя прорывается дым. Обычно это явление заметно при прогретом моторе, но также может возникать "на холодную". Явление пугает водителей, поэтому важно разобраться в причинах его возникновения.
Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Через отверстие щупа или открытую маслозаливную горловину могут прорываться картерные газы. Их возникновение связано с проникновением газов в картер через компрессионные кольца поршней при тактах сжатия и воспламенения. Продукты сгорания смешиваются с частицами смазочного материала и образуется масляный туман.
Проникшие газы увеличивают давление в картере, что может привести к деформации компонентов двигателя, в первую очередь, прокладок. На старых автомобилях они выбрасываются напрямую в атмосферу. Однако, уже несколько десятилетий двигатели внутреннего сгорания оснащаются системой вентиляции картерных газов.
Появление дыма из щупа или маслозаливной горловины обычно связано с одной из двух причин. Первая – неисправность системы вентиляции картерных газов. Из-за этого они ищут другой путь для выхода под воздействием повышенного давления. Второй – износ двигателя, при котором в картер прорывается большой объём газов, и система вентиляции не способна эффективно отводить их.
Провести диагностику можно самостоятельно, оценив сопутствующие факторы. Если двигатель вовсе не расходует моторное масло, или потребление достаточно низкое (не более 100 мл на 1000 км пробега), то, с высокой долей вероятности, неисправна система вентиляции картерных газов. Нужно проверить работоспособность клапана и состояние каналов, которые могли забиться отложениями.
При высоком расходе моторного масла не исключено, что появление дыма из-под щупа связано с износом двигателя. Залегшие компрессионные кольца, задиры стенок цилиндров и эллипсность, – всё это провоцирует обильное проникновение газов в картер. В такой ситуации рекомендуется замерить компрессию и осмотреть камеру сгорания эндоскопом, чтобы получить представление о состоянии двигателя.
С дымом из-под щупа мотор может работать долго. Однако, во избежание деформации компонентов двигателя рекомендуется заняться диагностикой при первой возможности. Известно немало случаев, когда очистка патрубков позволяла избавиться от проблемы.
При осмотре подержанного автомобиля всегда обращайте внимание на наличие дыма при снятой крышке маслозаливной горловины. Обильный выход дыма из двигателя свидетельствует о необходимости углубленной диагностики силового агрегата.