Почему еда становится врагом и как с ней помириться? С психотерапевтом Николаем Чекановым обсуждаем расстройства пищевого поведения — анорексию и булимию.
«Умираю от голода» — произнося эти слова, когда сильно хочется есть, мы вряд ли можем предположить, что нечто подобное возможно и в буквальном смысле. Увы, такие случаи есть: по статистике, летальным исходом заканчивается около 5% случаев заболевания анорексией.
«Я же такая толстая…»
Что же это за болезнь — анорексия? Как её вовремя распознать и отличить от простого увлечения модными диетами? Легко ли вылечить?
Анорексия — психическое расстройство пищевого поведения, заключающееся в отказе от пищи, сведении рациона к минимуму, недостаточному для поддержания нормальной жизнедеятельности организма.
— Анорексия — это действительно болезнь, — разъясняет врач-психотерапевт, специалист по коррекции расстройств пищевого поведения Николай Чеканов. — Это заболевание есть в международной классификации болезней — в разделе, связанном с психическими нарушениями. Расстройство пищевого поведения — это далеко не про еду, а про психические процессы, которые порождают эту проблему.
По словам психотерапевта, как правило, зарождается такое отклонение в пубертатном периоде, в 13–14 лет, когда девочка начинает ощущать себя женщиной. Специалисты выделяют разные виды анорексии.
— Первая — так называемая жертвенная анорексия, — рассказывает Николай Чеканов. — Классическая ситуация: девушка-подросток остаётся без внимания родителей. Например, они разводятся, полностью заняты судебными тяжбами, выяснением отношений, на девочку внимания никто не обращает. Ещё вариант: родился маленький ребёнок, и заботы папы с мамой только о нём, старшая дочь забыта. Что ей остаётся? Она начинает подсознательно привлекать к себе внимание, прекращая есть. В какой-то момент родители замечают: как так, Маша была 60 килограммов, а стала 35? Все начинают её активно спасать, и вот оно — внимание. Ещё один вид заболевания — абстинентная анорексия. Она возникает как инструмент, который позволяет что-то контролировать в жизни. У девочки могут быть проблемы в школе, какие-то неурядицы. Подросток — это же ребёнок, у него не сформирована психика, нет жизненного опыта, чтобы справиться. А окружающие не уделяют должного внимания этим переживаниям. Она только слышит: «Займись делом, учи уроки, все проблемы от твоего безделья». Девочка не может контролировать происходящее в её жизни, но вот есть тарелка, можно полностью себя ограничить в калориях, самой это контролировать и получать определённые результаты.
В любом случае к анорексии подталкивает какая-то личная мотивация. Зачастую это школьный буллинг. Девушка чувствует себя аутсайдером и внушает себе: это потому, что я толстая. Родители пытаются обесценить все её переживания, или, что ещё хуже, насмехаются над ней. Зато её тут же активно поддержат разного рода сообщества в соцсетях, где делятся отнюдь не опытом здорового питания. Зато там много псевдоэкспертов, которые объяснят, как принимать диуретики и слабительные, чтобы худеть ещё быстрее.
— Есть такой аспект расстройства пищевого поведения, как дисморфофобия, — поясняет Николай Чеканов. — Это неприятие себя в любом весе. 80 килограммов — очень много. Похудела до 50 — опять много. Вот уже 39 килограммов — нет, много, мне бы 32, тогда будет отлично. Такими девушками очень сильно движет страх полноты, которую они оценивают неадекватно. Весит 30 килограммов — не дай бог поправиться до 40, «я же буду такая толстая».
Тайный любовник
Нередко рука об руку с анорексией идёт другой вариант расстройства пищевого поведения — булимия.
Булимия — психическое расстройство пищевого поведения, которое характеризуется эпизодами бесконтрольного потребления большого количества высококалорийной пищи с последующей насильственной «очисткой» желудка и кишечника.
Часто одно расстройство переходит в другое — девушка долгое время ограничивает себя, потом срывается, бесконтрольно наедается, сразу же чувствует вину, выход — искусственно вызвать рвоту и продолжать морить себя голодом до следующего срыва. Получается замкнутый круг.
— Некоторые психиатры рассматривают булимию как тайного любовника, — говорит врач. — Это скрывается от родственников, близких людей, происходит, когда женщина одна дома. Такое состояние может сохраняться длительное время — месяцы, иногда и годы. Анорексия заметна — человек худеет. А булимия внешне никак не проявляется.
Можно ли справиться с расстройствами пищевого поведения без вмешательства специалистов? Да, так бывает, подтверждает Николай Чеканов, но для этого необходим высокий уровень самосознания. Когда девушка становится старше, получает жизненный опыт, у неё может возникнуть критическое отношение к происходящему, понимание, что она будет расплачиваться (или уже расплачивается) за это проблемами со здоровьем.
— Можно представить нервную анорексию и булимию не как заболевание, а как некоторый инструмент, который позволяет адаптироваться к окружающей среде, — отмечает психотерапевт. — Он, конечно, не совсем правильный, но всё-таки позволяет в краткосрочной перспективе решить какие-то внутренние проблемы. Потому что еда всегда доступна, и что под рукой, то и используется.
Удар, ещё удар
Что происходит с организмом девушки, страдающей анорексией? Первой даёт сбой гормональная система, поскольку первым делом, как правило, происходит полный отказ от жирной пищи, а именно жиры, потребляемые в умеренном количестве, «питают» эндокринную систему. У девушки прекращается менструация, огромному риску подвергается репродуктивная функция. Если для похудения применяются диуретики, есть опасность аритмии, может возникнуть сгущение крови, что чревато появлением тромбов. Под удар попадает мозг, сбивается функция желудочно-кишечного тракта.
— При крайней степени анорексии, когда питаются только водой и детскими пюре без соли и сахара, желудок уже не может перенести какую-то грубую пищу, — поясняет врач. — Организм адаптивен, и когда в него раз за разом поступает пища, которую почти не надо переваривать, то зачем ему вырабатывать ферменты, зачем нужна перистальтика, моторика кишечника? Всё затухает. И когда человек начинает есть что-то другое, возникает рвота, потому что организм отторгает пищу, от которой отвык.
К счастью, летальный исход при анорексии всё-таки случается довольно редко, но серьёзно подорвать здоровье бесконтрольное похудение вполне способно. Риск оказаться в реанимации с серьёзным сбоем той или иной системы организма (а то и нескольких сразу) очень высок.
Чудес не бывает
Как понять, что у близкого человека есть реальная проблема? С анорексией более-менее понятно: худоба приобретает откровенно болезненный вид, рацион сведён к минимуму. Булимию можно распознать по косвенным признакам: исчезновение еды из холодильника в больших количествах, звуки рвоты из санузла, покраснение глаз, потому что от напряжения лопаются сосудики, проблемы с зубами из-за заброса из желудка в рот соляной кислоты. Но даже если расстройство очевидно, убедить человека обратиться к специалисту не всегда легко.
— Я в таких случаях рекомендую пойти на хитрость, — советует Николай Чеканов. — Просто предложите сходить на консультацию. Дескать, мы обеспокоены твоим состоянием, давай сходим к врачу, если он скажет, что всё нормально, ну и хорошо. Может, посоветует какие-нибудь витамины попить. А дальше уже разбираться по ситуации. Некоторым нужно время, чтобы созреть. Если всё же человек отказывается наотрез, могут прийти близкие — рассказать о проблеме, проконсультироваться, как себя вести, можно ли как-то помочь.
Лечение расстройств пищевого поведения может быть как медикаментозным, так и психотерапевтическим. Но важно понимать, что какой-то чудесной таблетки, выпив которую, сразу и полностью выздоровеешь, не существует, подчёркивает специалист.
Есть ряд препаратов, которые помогают добиться значительного успеха на первых порах, но тут возникает другая опасность — иногда приём лекарственных средств маскирует истинную причину расстройства.
— Существуют антидепрессанты, которые дают неплохой эффект при лечении, — отмечает психотерапевт. — Но если они отменяются, а психологическая проблема остаётся, то человек возвращается обратно в ту самую среду, в которой он расстройство и приобрёл. Поэтому если есть состояния, связанные с настроением, с тревожностью, то можно в небольших дозировках назначить препараты коротким курсом, поясняя, что это не волшебная таблетка, а вспомогательный элемент на первых порах.
Худейте вместе
Любую болезнь легче предупредить, чем лечить, и расстройства пищевого поведения — не исключение. Формировать привычки здорового питания необходимо с детства, рекомендует Николай Чеканов. При этом родителям и самим важно их придерживаться, подавая пример. Не сработает вариант, когда мама с папой едят картошку фри, запивая колой, а ребёнку запрещают, потому что вредно.
— Кроме того, ни в коем случае нельзя вызывать у ребёнка чувство вины, если он, на ваш взгляд, слишком много ест, — продолжает психотерапевт. — Нельзя упрекать, подчёркивать, что есть лишний вес, говорить что-то вроде «ты толстая». Если девочка говорит, что хочет похудеть, нужно поддержать её. Хочешь сбросить 10 килограммов? Давай сходим к диетологу, к нутрициологу, разберёмся, сколько, чего и как тебе для этого нужно есть. А если пускать всё на самотёк, как это бывает в большинстве случаев, то процесс может быстро выйти из-под контроля. Это же ребёнок, критика своего состояния в любом случае снижена, откуда она знает, какие физиологические последствия могут быть. Маме с папой всё равно, зато есть соцсети, где тебе всё расскажут.
По мнению специалиста, решить проблему во многом помогло бы проведение в школах скрининга, который способствует выявлению предрасположенности к пищевым расстройствам.
— Хочу обратиться к тем, у кого есть подобные проблемы, от лица всех психотерапевтов, — заключает разговор Николай Чеканов. — Не нужно нас бояться, никто вас на учёт не поставит и в психбольницу не увезёт. Некоторые опасаются, что их начнут обвинять или — ещё страшнее — насмехаться, обесценивать переживание. Поверьте, такое недопустимо. Врачи прекрасно всё понимают и действительно хотят помочь.
КСТАТИ
Расстройствами пищевого поведения страдают девочки-подростки, девушки, молодые женщины — чаще всего в возрасте от 13–14 до 30 лет. Старше — единичные случаи. Булимия более распространена, чем анорексия. У мужчин такие расстройства встречаются крайне редко.
Татьяна МАЛКОВА | Фото Дарьи АРТАМОНОВОЙ