Рассказ вошел в сборник из победителей литературного конкурса "Тверская Карелия. Моя земля". И напечатан издательством "Ридеро".
Настя с самого далёкого детства, сколько себя помнила, восхищалась способностью своей бабули, Анны Дорофеевны, а проще - бабы Нюры, готовить из ложки муки, одного яичного белка и стакана сахара кучу каких-то невероятных вкусностей – сладостей, да и пироги и блины и, особенно калитки, у неё всегда получались отменными, с разнообразными начинками и необыкновенно «духмяными».
Жили они в доме, построенном ещё прадедом на отшибе от деревеньки, у самой кромки леса. Родители Насти перебрались сюда, когда не стало деда. Дом пятистенок, хоть и крепенький как грибок - боровик, требовал мужского внимания.
Когда родилась Настёна, родители уже пристроили к дому вполне современное жилище по своему вкусу, единственное, что позволили себе в перестройке жилища - окно превратили в дверь, которая соединяла эти две половины.
Родители работали в соседнем городке, а Настя всё своё время проводила в бабулиной половине. Ей здесь нравилось больше, чем «дома». Всё было необыкновенно сказочным и красивым: и большая русская печь, и старинный резной буфет, заполненный глиняными горшочками с разнообразными сушеными ягодами и травками, и белоснежные вышитые рукой бабушки занавески, салфетки и рушники, ну и, конечно, висевшие на стене кантеле.*
Сколько колыбельных для Насти спела баба Нюра, легонько перебирая старые струны и нараспев читая стихи на непонятном языке. Позже баба Нюра рассказала, что это «язык предков» - карельский, но Настю обучить отказалась, сославшись на то, что и сама уже ничего не помнит.
Зато своими кулинарными секретами делилась от души. Став постарше, Настюша досконально, до каждого граммчика ингредиентов, а мерой добавок у бабы Нюры был обыкновенный напёрсток, (Настя так и писала – добавить одну треть, на донышке или полный) записывала последовательность действий и указания бабули в отдельную тетрадочку.
Резной буфет оказался кладезем этих самых «секретных ингредиентов», которые бабуля собирала в близлежащем лесу и попутно рассказывая Насте, шагавшей рядышком, какую травку или ягодку собрать, как правильно засушить, как хранить, куда добавить.
Уже к пяти годам Настя воодушевлённо «ваяла» за одним столом с бабулей песочных зайчиков и медведей из заварного теста, вырезала фигурное печенье. А к десяти удивила семью воздушным цветным творожком, приготовленным по своему рецепту.
Поэтому вопросов куда поступать после школы не возникало. Учёба давалась легко, всё было интересно и, как итог- красный диплом!
- Мама, папа, меня приняли на работу технологом на кондитерскую фабрику!!!
С таким воплем ворвалась Настя домой. Единственное, что омрачало это событие – отсутствие любимой бабули, которая тихонько ушла, уснув и не проснувшись год назад. Но Настя знала, что она незримо присутствует рядом и радуется за неё и за то, что её старания не прошли даром, а знания не ушли в никуда.
Сейчас Анастасия Сергеевна – главный технолог кондитерской фабрики, и вместе со своей командой строго соблюдает указания бабы Нюры, создавая мармелад ручной работы с непередаваемым вкусом, ароматом и начинками, и фантастически воздушный разноцветный зефир.
Баба Нюра была бы довольна своей внучкой. Иногда Настя, подняв к небу глаза слышит неспешный перебор струн кантеле и негромкий напев на языке предков.
*Ка́нтеле — струнный щипковый инструмент карелов, вепсов, финнов, ингерманландцев. Относится к типу цитры. Близкое родство выявляется с эстонским каннелем, литовским канклесом, латышским коклесом и русскими гуслями. Википедия