Найти тему

Чайный кризис на Шри-Ланке. Надежды на преодоление

Министр окружающей среды Шри-Ланки во время выступления на экологическом саммите в Индии предположил, что чайная индустрия Шри-Ланки полностью восстановится в будущем году.

За последний год производство чая на Шри-Ланке снизилось на 16% в результате последовательности событий настолько эталонной, что ее можно в учебники вписывать по государственному управлению экономикой. Началось там все, напомню, с того, что в ланкийском бюджете не нашлось достаточного количества валюты на закупку топлива и сельхозхимии — товаров, которые Шри-Ланка почти исключительно импортирует. И которые совершенно необходимы для нормальной работы чайной индустрии. В этой неприятной ситуации ланкийское правительство решило сделать финт ушами и запретило ввоз на территорию острова любой сельхозхимии. Объявив попутно Шри-Ланку первой страной органического земледелия или что-то типа того. Короче говоря, ланкийские чиновники попытались сделать вид, что это у них не денег не хватает на удобрения, пестициды и гербициды, а это они типа сами не хотят их использовать.

Черный цейлонский чай (Lumbini). © Ольга Никандрова
Черный цейлонский чай (Lumbini). © Ольга Никандрова

После запрета на применение сельхозхимии сельское хозяйство Шри-Ланки вообще и чайная индустрия в частности не то чтобы накрылись медным тазом, но сделали уверенный шаг в том направлении. Урожаи резко снизились, цены выросли и все такое прочее, причем с кучей интересных подробностей. Оказалось, в частности, что массовый отказ от гербицидов при борьбе с сорняками не только повышает себестоимость продукции из-за необходимости привлекать большее количество рабочих для ручной прополки. Но и разрушителен для чайных плантаций. Потому что резко увеличивает эрозионное воздействие на почву и потерю этой самой почвой влаги.

Столкнувшись с первыми проблемами, вызванными отказом от сельхозхимии, ланкийские чиновники стали отыгрывать все назад — но тут вылезли проблемы, связанные с ограничением доступа на рынок сельхозудобрений из России и Белоруссии. Что тоже не добавило цейлонским чайным кустам хорошего настроения.

Впрочем, постепенно ситуацию удалось откатить к «неорганическому» состоянию — обеспечение чайной индустрии Шри-Ланки удобрениями, средствами животного и растительного геноцида и топливом в настоящее время практически восстановлено. И вот уже ланкийские министры делают оптимистические прогнозы. Ничего не говоря еще об одной детали.

За время короткого, но довольно сильного кризиса цейлонский чай существенно сдал позиции на мировом рынке. От которого чайная индустрия острова зависит целиком и полностью — внутреннее потребление чая на Шри-Ланке невелико. И вернуть потерянные позиции цейлонскому чаю будет непросто. Ланкийские коллеги, похоже, это понимают и сами, поэтому делают ставку на то, что в отчетах и заумных статьях обычно называется «продуктами с высокой добавленной стоимостью». Если переводить все это на человеческий язык, то, помимо торговли недорогим цейлонским чаем и балком, ланкийцы будут активно продвигать относительно дорогой цейлонский чай, в идеале — расфасованный в потребительскую упаковку на Шри-Ланке. И снабженный всем хорошо известным логотипом со львом.

Цейлонский белый чай и кукольная тележка. © Ольга Никандрова
Цейлонский белый чай и кукольная тележка. © Ольга Никандрова

Для любителей чая это, на самом деле, хорошая новость — чисто теоретически такой подход может привести к большей доступности на рынке качественного и терруарного цейлонского чая. Тем более, что на агроклиматические чайные регионы Шри-Ланка давно разделена и там даже намеки на брендирование этих регионов есть.

Но и тут, как водится, есть нюанс. Терруарная стилистика чайных агроклиматических регионов Шри-Ланки проработана крайне слабо, а их упомянутое брендирование откровенно беспомощно. А без развитой терруарной стилистики нормальная премиумизация целонского чая будет крайне затруднительна. Для того, чтобы понять это, достаточно поближе познакомится с чаями таких заметных ланкийских брендов как Basilur, Dilmah и Lumbini. И обратить внимание на то, что несмотря на заметное присутствие в ассортименте каждого бренда терруарного чистого чая, деньги эти бренды зарабатывают явно не на тех потребителях, которые любят по утрам пить Сабарагамуву, а днем — Нувару Элию.

www.dilmahtea.com
www.dilmahtea.com

Впрочем, поживем — увидим. Развитие терруарных стилей — дело небыстрое. И упорство той же Dilmah, постоянно пытающейся продвигать региональную цейлонскую чайную стилистику, как минимум внушает уважение. Ну и то, что для продвижения одной из своих коллекций коллеги из Dilmah используют чайные пары Императорского-Ломоносовского фарфорового завода, тоже, безусловно, приятно.

Еда
6,23 млн интересуются