Рассмотрев ранее итоги по проектам МС-21, Ту-214 и Суперджету переходим к ильюшинским проектам.
Ил-96
Производство и сертификация
- На Воронежском авиазаводе (ВАСО) в настоящее время строится 3 борта. Лётные испытания проходит первый опытный Ил-96-400М (бортовой 96115).
- В марте из стапеля общей сборки выкатили фюзеляж очередного Ил-96-300. Все основные объёмы стапельной сборки 18-тонного агрегата были выполнены за 3 месяца – это самый короткий цикл сборки за последние годы. До конца марта на фюзеляже были выполнены внестапельные работы, и уже в апреле его передали в цех окончательной сборки. Туда же поступили для сборки консоли крыла.
- Раменский приборостроительный завод (входит в концерн КРЭТ) получил сертификат Росавиации как производитель авионики для пассажирских лайнеров. Выдача лицензии позволит увеличить долю гражданской продукции в общем портфеле заказов предприятия. Первым был сертифицирован высокоточный навигационный датчик РМИ-3 для самолётов Ил-96, Ту-214 и Бе-200.
- Российский производитель авиационных теплообменников "ХС-Наука" увеличил поставки матриц теплообменников для самолёта Ил-96.
- На ВАСО модернизировали портальный раскройно-фрезерный станок РФП-2 отечественного производства. В процессе глубокой модернизации на него установили стойку для станков ПУ, 9-метровый вакуумный стол, сканер для создания облака точек, и пылесос, который удаляет стружку. Также полностью обновлены механические части – вместо гидравлики на все приводы установлены электродвигатели. Станок предназначен для механической обработки обшивки Ил-96.
- 29 декабря 2024 года в Воронеже после 10-летней консервации и последующего восстановления лётной годности состоялся облёт тяжёлого грузового самолета Ил-96-400Т (бортовой RA-96101). С 2009 по 2013 год борт летал в обанкротившейся авиакомпании "Полёт". 13 января 2025 года выполнил ещё один полёт. В ближайшее время будет передан в грузовую авиакомпанию Sky Gates - дочку "Ред Вингс". В декабре 2023 года Sky Gates получила один восстановленный борт Ил-96-400Т (бортовой 96103). Скоро их будет уже два.
Интересные факты
- На начало 2024 года на ВАСО работали 5600 человек. Ближайшие 2-3 года завод готов принять на работу ещё 2000 сотрудников.
- В мае была скорректирована комплексная программа развития авиационной отрасли до 2030 года, известная как "Программа 2030". В новой версии плановый выпуск Ил-96 был увеличен с 12 до 14 самолётов.
- По состоянию на июль 2024 года в Перми выпущено 540 двигателей ПС-90, которые в том числе устанавливаются на Ил-96. Из них 354 до сих пор активно эксплуатируются.
- В процессе разработки Ил-96 было зарегистрировано 145 патентов и 167 авторских свидетельств. Особое внимание при создании самолёта уделялось безопасности. На борту установлена уникальная система с многоканальным резервированием.
- Ил-96-300 отличается рекордным для отечественных самолётов аэродинамическим качеством в 21 единицу.
Ил-114-300
Производство
- В январе Правительство выделило ОАК дополнительные инвестиции в размере 499 миллионов рублей на доработку самолёта Ил-114.
- В конце января с Воронежского авиазавода на Нижегородский авиазавод «Сокол» отправлена очередная часть самолётокомплекта для Ил-114-300. Доля воронежских деталей в планере составляет более 40%. Каждый комплект включает крыло с мотогондолами, хвостовое оперение. Агрегаты отправляются уже в сборе с системами.
- Инженеры Воронежского авиазавода в инициативном порядке разработали и по согласованию с конструкторами «Ильюшина» реализовали проект замены ряда дюралевых деталей крыла Ил-114 более лёгкими композитными изделиями, а при сборке крыла и оперения используются более удобные в работе раздвижные стапели собственной разработки инженерно-технологического центра ВАСО.
- Ульяновский филиал ПАО «Ил» – Авиастар создаёт поточную линию сборки панелей фюзеляжа Ил-114-300. Линия сборки состоит из 10 рабочих мест, вытянутых в линию. За каждым рабочим местом закреплен персонал и объём работ. Каждая панель в процессе сборки проходит по всем рабочим местам, начиная с предварительной сборки каркаса, и заканчивая упаковкой. В рамках программы технического перевооружения в поточную линию планируется установить оборудование для автоматической клёпки, а также камеры окраски, герметизации и сушки. Это позволит обеспечить выход на производство 12 самолётокомплектов панелей фюзеляжа в год.
- Институт силовой электроники Новосибирского государственного технического университета НЭТИ и ПАО "АК Рубин" разработали отечественную цифровую тормозную систему для Ил-114-300. Новое оборудование для тормозной системы и программно-аппаратный комплекс выделяется ещё и тем, что оно пригодно не только для Ил-114-300, но его также можно адаптировать под другие типы самолётов.
- Нижегородский авиазавод «Сокол» продолжает работу по сборке отсеков фюзеляжа самолета Ил-114-300. В течение первого полугодия он отправил в подмосковные Луховицы, где происходит окончательная сборка и испытания самолета, очередную партию агрегатов. К работе по освоению производства Ил-114-300 предприятие приступило в 2017 году, когда технологическая служба занялась оснащением производства. В конце 2019 года под освоение этой темы в агрегатно-сборочном цехе была пущена в эксплуатацию новая производственная линия – реконструировано более 10 000 кв. метров площадей, изготовлена и установлена оснастка, закуплено необходимое оборудование.
- В цехе окончательной сборки Луховицкого авиазавода завершается сборка третьего опытного экземпляра Ил-114-300. Параллельно ведётся постройка серийных Ил-114-300. На сборке находятся первая и вторая серийные машины, изготавливаются агрегаты следующих 5 бортов.
Сертификация
- В марте возобновились лётные испытания Ил-114-300 (бортовой 54115), прерванные в августе 2021 года. 31 марта 2024 года выполнил свой первый полёт второй опытный экземпляр Ил-114-300, полностью построенный в России на Луховицком авиазаводе. В ходе полёта выполнялась проверка устойчивости и управляемости воздушного судна, а также стабильная работа российских систем и оборудования, большинство из которых изготовлены предприятиями «Ростеха». Второй опытный самолёт Ил-114-300 оснащён улучшенной модификацией двигателя ТВ7-117СТ-01 и модифицированными воздушными винтами.
- В марте ЦИАМ успешно завершил огневые испытания насос-регулятора для авиадвигателя ТВ7-117СТ-01, созданный пермским предприятием ОДК-СТАР. После прямого воздействия пламени в течении пяти минут на агрегате не зафиксировано никаких утечек топлива, он подтвердил свою огнестойкость. Насос-регулятор НР-65СТМ прошёл проверку и доказал, что высокие температуры не влияют на его безопасность, он сохраняет герметичность и способен выполнять свои функции даже в условиях пожара.
- В конце августа опытный борт 54115 перелетел в Ульяновск, где был окрашен в корпоративную ливрею ОАК. До сентября опытный самолёт выполнил более 30 полётов в рамках заводских доводочных испытаний. Продолжительность некоторых из них превышала 7 часов. После окраски борт выполнил до конца 2024 года порядка 30 испытательных полётов. С 20 по 30 января 2025 года борт 54115 летал очень интенсивно, совершив за этот период 8 полётов по программе сертификационных испытаний.
Контракты, поставки
- Первые 3 самолёта, запланированные к передаче в 2026 году, получит авиакомпания "Ред Вингс". Самолёты планируют базировать в Омске. В 2027 году авиакомпания намерена получить ещё 5 бортов Ил-114-300.
- В сентябре ГТЛК заключила предварительное соглашение на поставку 65 самолётов Ил-114-300 с 2027 до 2032 года.
Интересные факты
- В мае вышла скорректированная версия "Программы 2030". Плановый выпуск Ил-114-300 был сокращён с 70 до 51 самолёта. 19 бортов просто перенесены в производственные планы на 2031-32 год. Никакого реального сокращения программы не было. То же самое касается и других типов отечественных самолётов.
Планы на 2025 год
- Ключевая задача - завершение сертификации самолёта Ил-114-300.
Чтобы не упустить важные новости про Ил-96 и Ил-114 подписывайтесь на наш Телеграм-канал.