Найти в Дзене
ЛЕТАЕМ ВМЕСТЕ

Суперджет. Итоги 2024. Планы 2025

Оглавление

В первом обзоре наступившего мы подвели итоги флагманского проекта МС-21. Сегодня настал черёд Суперджета, который уже давно стал привычным для миллионов пассажиров. В настоящее время этот самолёт проходит стадию перерождения, избавляясь от всего западного.

Новый Суперджет станет полностью российским
Новый Суперджет станет полностью российским

Производство

  • В январе в Комсомольске-на-Амуре началось строительство пристройки к цеху окончательной сборки. Цех будет удлинён на 78 метров для организации прямоточной линии сборки Суперджетов.
  • Обнинское НПП "Технология" им. А.Г. Ромашина успешно прошло аудит производства комплектующих для самолёта SJ-100. Предприятие может серийно производить 10 элементов остекления и 38 компонентов из полимерных композиционных материалов для двигателя ПД-8.
  • Новосибирский авиазавод имени В. П. Чкалова в 2024 году поставил 22 комплекта составных частей для Суперджета. Завод производит отсеки для фюзеляжа, хвостовые отсеки , горизонтальное и вертикальное оперение самолёта.
  • В Комсомольске-на-Амуре идёт освоение монтажа кабельной сети самолёта SJ-100 с использованием очков дополненной реальности — они дают работнику инструкции по сборке и всю необходимую информацию о проводах и клеммах.
  • Компания "Авиационные интерьеры" начала поставки отечественных интерьеров для нового Суперджета. В октябре на первый серийный Суперджет были установлены 3 кухонных модуля, 2 туалетных модуля, 18 багажных полок, оконные и потолочные панели пассажирского салона, потолочные панели сервисных зон, а также гардероб для пилотов.
Первый серийный Суперджет с отечественными интерьерами
Первый серийный Суперджет с отечественными интерьерами
  • В рамках центра специализации ОАК "Двери и люки" в Комсомольске-на-Амуре запущена новая линия по производству дверей для Суперджета.
  • На январь 2025 года на заводе в Комсомольске-на-Амуре в разной степени готовности находятся более 20 бортов новых Суперджетов.

Сертификация

  • В ЦАГИ им. Жуковского на модели самолёта SJ-100 завершился масштабный цикл исследований поведения воздушного судна с двигателями ПД-8. Исследования проводились как на взлетно-посадочных режимах полета, так и в широком диапазоне крейсерских чисел Маха. В результате были получены материалы, уточняющие банк аэродинамических характеристик на взлёте и посадке с гондолами двигателя ПД-8. Также определены аэродинамические характеристики модели самолета с модифицированными элементами механизации — закрылками и предкрылком.
  • На самарском предприятии "Авиаагрегат" холдинга "Технодинамика" разворачивается производство и идут испытания отечественных стоек шасси для Суперджета.
  • Институт авиационного приборостроения "Навигатор" получил разрешение для эксплуатации российской антенны DME-диапазона АМ-003. Антенна предназначена для замены импортных аналогов и будет устанавливаться на большинство отечественных самолётов и вертолётов.
  • В апреле опытный образец Суперджета (бортовой 97021, с двигателями SaM146) завершил программу заводских доводочных испытаний и прибыл на аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в г. Жуковский для продолжения сертификационной программы (около 200 полётов). С 10 июня борт приступил к сертификационным испытаниям и выполнил первый полёт, в котором испытывалась отечественная топливная система. Осенью испытывали радиосвязное, радиотехническое, светотехническое оборудование и авионику. На конец года было выполнено около 30 полётов или 15% программы.
Пеоелёт опытного борта 97021 в Жуковский. Фото ОАК
Пеоелёт опытного борта 97021 в Жуковский. Фото ОАК
  • В июле специалисты ЦАГИ завершили в Комсомольске-на-Амуре частотные испытания опытного борта 97003. Проведены три вида проверок: колебания самолета, которые имитируют условия свободного полёта, тестирование системы управления, работы датчиков, автопилота и на третьем этапе – шасси.
  • Стендовые испытания новых отечественных систем проводились в течение года на трёх площадках - «Электронная птица» в ГосНИИАС, стенд комплексной системы управления в Московском институте электроники и автоматики, стенд системы кондиционирования воздуха в нижегородском «Теплообменнике».
  • Ресурсные испытания Суперджета в ЦАГИ проводятся для подтверждения соответствия целевому параметру по ресурсу планера – 54 тысячи взлётов-посадок.
  • В ноябре в рамках программы дополнительных сертификационных испытаний опытный SJ-100 выполнил серию полётов в Ульяновск с посадками на аэродроме Ульяновск-Восточный. В ходе полетов испытывалась вычислительная система самолётовождения, а также система воздушных сигналов. Кроме того, проведены испытания на определение погрешности приемников воздушного давления при различных конфигурациях самолета в эксплуатационном диапазоне высот и скоростей.
  • В декабре специалисты ПАО «Яковлев» совместно со специалистами Московского института электромеханики и автоматики завершили разработку алгоритмов системы автоматического управления (САУ) для нового Суперджета. Особенность новой разработки – алгоритмы автоматической посадки по категории IIIB. Она предполагает автоматическое управление на этапах выравнивания и приземления, а также выдерживание направления движения самолета вдоль осевой линии взлетно-посадочной полосы.

Двигатель ПД-8

  • В феврале ОДК начала производство лопаток для двигателя ПД-8, выдерживающих особо высокие нагрузки. Детали изготавливаются в инновационном литейном комплексе рыбинского предприятия "ОДК-Сатурн" из новейших жаропрочных никелевых сплавов, созданных совместно с учёными ВИАМ. Всего в рамках сотрудничества с НИЦ "Курчатовский институт" - ВИАМ были разработаны пять новых сплавов для изготовления ряда элементов двигателя ПД-8, в том числе высоконагруженных рабочих и сопловых лопаток турбин низкого и высокого давления.
  • Российский производитель авиационных теплообменников "ХС-Наука" увеличил поставки матриц теплообменников для авиадвигателей ПД-8.
  • ОДК-Сатурн применяет технологии цифрового двойника и компьютерного моделирования для проведения виртуальных испытаний авиадвигателей. При этом компьютерное моделирование не заменяет реальные сертификационные испытания. С его помощью можно проверить соответствие нового авиадвигателя требованиям безопасности и работоспособности в условиях дождя, града и при попадании птиц. Это позволит сократить объем натурных испытаний и ускорить сертификацию двигателя ПД-8.
  • Новый производственный участок с уникальным горячим изостатическим прессом площадью в 2 тыс. кв. м открыт на уфимском предприятии ОДК-УМПО. Использование пресса позволяет улучшать однородность литья из титановых и алюминиевых сплавов и упрочнять его. Высокотехнологичное оборудование будет работать круглосуточно. Это позволит нарастить выпуск и ускорить изготовление деталей авиационных двигателей ПД-8 и ПД-14.

Техподдержка летающих Суперджетов

  • На конец 2024 года в России освоены технологии обслуживания 311 импортных компонентов самолёта. По 214 позициям освоен выпуск российских аналогов. Разработано 9 альтернативных компонентов. В дальнейшей разработке находятся ещё 50 наименований.
  • 22 материала для поддержания эксплуатации Суперджета уже производятся в России, ведётся активная работа еще по 48 материалам. Особенно важно импортозаместить гидравлические жидкости, смазочные материалы, плёнки и герметики.
  • Авиакомпания "Ямал" открыла в тюменском аэропорту "Рощино" новый ангар для техобслуживания самолётов, в котором одновременно можно разместить 6 Суперджетов.

Интересные факты

  • Главный конструктор Суперджета сообщил, что на новые самолёты будут штатно устанавливаться саблевидные аэродинамические законцовки, которые позволяют сэкономить до 4% топлива.
  • В производстве Суперджета задействовано 46 основных поставщиков первого уровня. В целом вся цепочка производственной кооперации включает в себя около 20 тысяч предприятий-поставщиков. На новом Суперджете заменено на отечественные около 40 систем и агрегатов.
  • Среднемесячный налёт парка Суперджетов авиакомпании "Азимут" в ушедшем году составил 246 часов. В летние месяцы средний налёт по парку увеличивался до 278 часов.
  • Суперджеты авиакомпании "Ред Вингс" обслуживали в 2024 году более 70 маршрутов и перевезли 1,8 миллиона пассажиров. Годовой налёт по парку превысил 46 тысяч часов. Максимальный месячный налёт одного борта составил рекордные 391 час!!!
  • На начало 2024 года Суперджеты перевезли 40 миллионов пассажиров. Сейчас цифра уже приближается к юбилейным 50 миллионам!!!
  • По состоянию на начало 2025 года Суперджеты выполнили около миллиона полётов (из них 134 тысячи за 11 месяцев 2024 года), налетали более 1,8 миллиона часов. Регулярность вылетов - 98%.

Поставки, контракты

  • На ВЭФ-2024 ГТЛК заключила предварительное соглашение на поставку 132 Суперджетов до 2032 года.
  • Авиакомпания "Ираэро" на ВЭФ-2024 подписала предварительное соглашение на поставку 21 Суперджета до 2035 года.
  • Авиакомпания "Аврора" заключила соглашение на поставку двух дополнительных Суперджетов в 2032 и 2033 году. Ранее авиакомпания подписала контракт на поставку 8 самолётов до 2030 года. Авиакомпания также изучает вопрос "мокрого лизинга" Суперджетов от группы "Аэрофлот".
  • В сентябре авиакомпания «Лукойл-Авиа» получила новый Суперджет первого поколения в бизнес-версии с регистрационным номером RA-89215 (заводской 95230), первый полёт которого состоялся в ноябре 2022 года. Это последний выпущенный борт с импортными комплектующими.
  • В ноябре авиакомпания «Ред Вингс» получила новый Суперджет первого поколения с регистрационным номером RA-89192 (заводской 95228), впервые взлетевший на заводе в сентябре 2022 года.
  • В январе 2025 года авиакомпания "Нордстар" сообщила о подписании соглашения на приобретение 5 новых Суперджетов.

Планы на 2025 год

  • В ЦАГИ проведут исследования прочности крыла нового самолёта SJ-100.
  • Завершение сертификации обновлённого Суперджета и двигателя ПД-8. Ожидается, что весной к лётным испытаниям присоединятся ещё 2 опытных Суперджета с двигателями ПД-8.
  • Сертификационные статические испытания импортозамещённого самолета SJ-100 планируют завершить в мае 2025 года в новосибирском СибНИА им. С. А. Чаплыгина.

Аналогичный обзор самолёта МС-21

Чтобы не упустить важные новости про Суперджет подписывайтесь на наш Телеграм-канал.