Найти в Дзене
Техно Колибри

Ка-56 «Оса»: почему СССР отказался от уникального складного вертолёта

Оглавление

Звучит как фантастика: вертолёт можно сложить в контейнер, перевезти внутри подводной лодки и собрать всего за 15 минут. Необычное изобретение советских инженеров – складной вертолёт Ка-56 «Оса». Так почему этот проект выглядел столь перспективно, но в итоге остался на уровне эксперимента и не пошел в массовое производство? Давайте разбираться вместе.

Ка-56 «Оса» – уникальный складной вертолёт

В 1971 году конструкторское бюро «Камова» представило проект удивительной машины.

Ка-56 «Оса» – советский одноместный сверхлёгкий складной вертолёт. Планировалось, что он будет размещаться на подводных и надводных кораблях Военно-морского флота СССР. Руководство работами поручили Заместителю главного конструктора Фомину Сергею Николаевичу.

Технические характеристики Ка-56 «Оса»

Этот вертолет был действительно инновационным аппаратом:

  • Компактность: в сложенном виде он помещался в контейнер диаметром всего 50 см.
  • Простота и скорость сборки: для приведения в рабочее состояние требовалось всего 15 минут.

Параметры:

  • взлётная масса – 220 кг,
  • грузоподъёмность – 110 кг,
  • скорость – до 110 км/ч,
  • дальность полёта – 150 км.
  • высота полета – до 1700 м,
  • мощность роторно-поршневого двигателя – 40 л.с.

Вертолёт был построен по схеме «складского угла», а размещение пилота напоминало компоновку, использованную в модели Ка-10. Ка-56 «Оса» получил роторно-поршневой двигатель с воздушным охлаждением и колесное шасси с гибкой хвостовой опорой.

Ка-56 «Оса» – советский одноместный сверхлёгкий складной вертолёт.
Ка-56 «Оса» – советский одноместный сверхлёгкий складной вертолёт.

Использование роторно-поршневого двигателя, работающего на автомобильном топливе, решало сразу несколько задач. Такой двигатель был компактнее обычного поршневого, работал более плавно, отличался низким уровнем шума и вибраций, а также сохранял устойчивость к запуску в условиях низких температур. К тому же это упрощало снабжение вертолёта топливом и маслами в удалённых районах, вдали от основных баз.

Главная идея складного вертолета

По словам авиаконструктора Геннадия Панатова, герметичный контейнер, в который помещался вертолёт, был разработан так, чтобы его можно было выгружать прямо через торпедный аппарат подводной лодки.

Главная идея заключалась в том, чтобы подводные лодки могли использовать Ка-56 «Оса» для разведки или связи. Например, лодка всплывает, выпускает через торпедный аппарат контейнер с вертолётом, и через 15 минут пилот готов выполнять задание.

Ка-56 «Оса» – советский одноместный сверхлёгкий складной вертолёт.
Ка-56 «Оса» – советский одноместный сверхлёгкий складной вертолёт.

Почему проект закрыли?

Всё выглядело здорово, но была одна серьёзная проблема: в СССР не было подходящего двигателя. Для Ка-56 требовался компактный и лёгкий роторно-поршневой двигатель с воздушным охлаждением. К сожалению, таких технологий тогда не существовало. В результате проект закрыли, а построенный прототип остался единственным в своём роде.

Ка-56 «Оса» – советский одноместный сверхлёгкий складной вертолёт.
Ка-56 «Оса» – советский одноместный сверхлёгкий складной вертолёт.

Кстати, в 1948 году компанией McDonnell тоже был разработан крохотный истребитель XF-85 Goblin, который перевозился в бомбардировщике и сбрасывался для защиты от вражеских истребителей, но ему также не суждено было пойти в массовое производство.

Вместо заключения

Уникальный вертолёт Ка-56 «Оса» стал ярким примером того, как передовые инженерные идеи опережают своё время. Уникальная концепция складного вертолёта для подводных лодок могла изменить подход к военной разведке, но отсутствие необходимых технологий, в частности подходящего двигателя, не позволило проекту реализоваться.

А как вы думаете, почему такие компактные вертолёты не выпускаются сейчас, ведь уже есть подходящие двигатели?

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!