Они выглядят так, будто вот-вот упадут, но они летают! Как они вообще держатся в воздухе? Необычных 5 экспериментальных самолетов, вид которых вызывает улыбку, но которые перевернули представления о полете и тем самым изменили историю. Так что это за самолёты, зачем они были построены и что они дали авиастроению? Давайте разбираться вместе.
ТОП-5 необычных самолетов, чьи полеты вызывают удивление
Представьте себе самолет, который выглядит как блин или который надувается как воздушный шарик. Звучит как сценарий фантастического фильма, но это реальность! В мире авиации всегда существовали смелые изобретатели, которые бросали вызов гравитации и традиционным формам самолетов. Их творения – это не просто машины для полетов, это шедевры инженерной мысли.
1. Inflatoplane: надувной резиновый самолет
Inflatoplane – это необычный самолет, разработанный в 1950-х годах американским инженером Джеком Уильямсом. Он отличался тем, что был изготовлен из надувного материала, что делало его легким, портативным и дешевым в производстве. Представлял собой небольшую надувную платформу с прикрепленным к ней надувным крылом. В качестве двигателя использовался маленький поршневой мотор с лопастным винтом.
Inflatoplane был разработан для военных нужд в качестве легкого и недорогого транспортного средства для переброски военных на передний край или для использования в качестве разведывательного самолета. Он мог быть спущен с парашюта или сброшен с самолета. После спуска легко надувался и был готов к полету.
Также предполагалось, что терпящим бедствие летчикам сбрасывались с самолета специальный контейнер с резиновым надувных самолетиком, а пилот на земле уже самостоятельно надувал самолет и добирался до базы своим ходом.
Однако Inflatoplane имел ряд недостатков, которые препятствовали его широкому использованию:
- из-за необычной конструкции Inflatoplane был неустойчив в полетах, а его управляемость была не достаточно хорошей;
- из-за малой мощности двигателя Inflatoplane мог развивать небольшую скорость, из-за которой получился негодным для большинства военных задач. Да и мишенью он был прекрасной, если речь шла о военных действиях;
- надувная конструкция делала самолет недостаточно прочным для эксплуатации в неблагоприятных погодных условиях или при эксплуатации в боевых условиях.
В результате Inflatoplane не стал успешным проектом и не был принят на вооружение. Было построено всего несколько прототипов, которые были использованы для испытаний.
Несмотря на неудачу, Inflatoplane оставил после себя несколько интересных инноваций, например, идея использования надувных конструкций была применена в разработке надувных спасательных лодок и других надувных транспортных средств.
2. Stipa-Caproni: бочка, которая так и не взлетела
Stipa-Caproni – этот самолет был разработан итальянским инженером Луиджи Стипа в 1930-х годах. Он был известен своей необычной бочкообразной формой, которая отличалась от традиционных самолетов того времени.
Стипа вдохновлялся «трубкой Вентури» – устройством, которое используется для измерения или регулирования потока жидкости или газа. Он верил, что эта форма фюзеляжа позволит сделать самолет более экономичным и простым в изготовлении.
Идея заключалась в том, чтобы использовать аэродинамические силы, создаваемые сужением фюзеляжа, для повышения подъемной силы и уменьшения сопротивления.
Несмотря на то, что самолет «Сипра-Капрони» обладал отличными аэродинамическими характеристиками, он был непрактичным в эксплуатации, трудным в управлении, а его полетные характеристики были нестабильными.
В итоге, было построено всего 2 прототипа бочкообразного самолета Stipa-Caproni. Он так и не вошел в массовое производство, хотя некоторые его технические решения позже были использованы в других проектах, например, в разработке ракеты ФАУ-1.
3. XF-85 Goblin: истребитель для сопровождения бомбардировщиков
XF-85 Goblin – это крохотный, но очень «грозный» истребитель, разработанный компанией McDonnell в 1948 году. Его задачей было стать «паразитарным» истребителем, то есть, перевозиться в бомбардировщике и сбрасываться для защиты от вражеских истребителей.
Истребитель-кроха «Гоблин» имел необычный дизайн: маленький фюзеляж, складные крылья и хвостовое оперение, которое разворачивалось после сброса. Его длина – всего 4,5 метра. Он был предназначен для того, чтобы быть маленьким, быстрым и маневренным, чтобы преследовать и атаковать вражеские истребители, находясь в близи бомбардировщика.
Несмотря на амбициозную идею, «Гоблин» оказался неудачным проектом. Он был чрезвычайно неустойчивым в полете, имел плохие характеристики управляемости и был неэффективным в боях. Кроме того, он был чрезвычайно хрупким и потребовал значительных усилий для его обслуживания.
В результате, XF-85 Goblin был снят с вооружения после краткого периода испытаний. Было построено всего два прототипа, один из которых сейчас хранится в Смитсоновском музее.
Крошечный истребитель XF-85 Goblin стал важным шагом в развитии авиационной техники. Он доказал возможность использования «паразитарных» истребителей для защиты бомбардировщиков, хотя в то время эта идея оказалась нереалистичной. В будущем эта концепция была переосмыслена и применена в более современных версиях истребителей, которые могут перевозиться на борту бомбардировщика или других самолетов, чтобы увеличить их боеспособность.
4. Vought V-173: «летающий блин»
Vought V-173 (более известный как «летающий блин») – это экспериментальный самолет, созданный американским инженером Чарльзом Циммерманом в 1942 году. Он был разработан как ответ на необходимость в самолете с вертикальным взлетом и посадкой для ВМС США во время Второй Мировой Войны.
Vought V-173 имел необычную форму, напоминающую диск или блин, откуда и произошло его прозвище. Его крылья были расположены по краю диска, а фюзеляж был крайне коротким. Это позволяло самолету взлетать и садиться вертикально, как вертолет, но при этом он мог развивать значительно большую скорость в горизонтальном полете.
Несмотря на необычную конструкцию и инновационный подход, блинообразный Vought V-173 не стал успешным самолетом. Он был неустойчивым в полетах, имел неудовлетворительные характеристики управляемости и низкую маневренность. В результате, ВМС США отказались от его использования в качестве боевого самолета.
Было построено всего 2 прототипа Vought V-173, один из которых сейчас хранится в Смитсоновском музее в Вашингтоне. Он доказал возможность вертикального взлета и посадки для самолетов, что стало важным шагом на пути к созданию современных вертолетов и самолетов с вертикальным взлетом.
5. M2-F1: «летающая ванна» для космонавтов США
M2-F1 (известный также как «летающая ванна») – это экспериментальный летательный аппарат NASA, разработанный в начале 1960-х годов в Америке для изучения возможностей возвращения астронавтов на Землю с орбиты.
Этот самолет представлял собой нечто среднее между самолетом и планером. У него не было двигателя, а посадка осуществлялась путем планирования с использованием аэродинамических сил.
Имел необычную форму, напоминающую большую ванну из-за чего и получил такое смешное прозвище. Был изготовлен из легких материалов, чтобы минимизировать его вес и увеличить время планирования. Вес – 454 кг, длина – 6 метров; ширина – 6,32 метра.
В рамках исследовательской программы было проведено 44 испытательных полета M2-F1, во время которых он доказал свою способность планировать и садиться безопасно. Но, несмотря на успешные испытания, M2-F1 не стал практичным средством возвращения астронавтов на Землю. Его ограниченная маневренность и зависимость от погодных условий делали его недостаточно надежным для этой задачи.
Тем не менее, самолет-планировщик «летающая ванна» M2-F1 сыграл важную роль в развитии аэрокосмической техники. Он доказал возможность планирующего возвращения с орбиты, а некоторые технические решения, примененные в его конструкции, позже были использованы при создании космических шаттлов. Этот малыш оставил после себя богатое наследство в виде ценных опытов и знаний, которые были использованы для создания более современных и безопасных космических кораблей.
Вместо заключения
Вот мы с вами и узнали невероятные, но реальные 5 самолетов, глядя на которых хочется улыбнуться, ведь невозможно поверить, что они реально умели летать.
Эти самолеты – живой пример того, что «не может быть» – это не всегда «неправильно»!
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!