Найти в Дзене
Техно Колибри

Загадка в воздухе: 5 необычных самолетов, вызывающих улыбку

Оглавление

Они выглядят так, будто вот-вот упадут, но они летают! Как они вообще держатся в воздухе? Необычных 5 экспериментальных самолетов, вид которых вызывает улыбку, но которые перевернули представления о полете и тем самым изменили историю. Так что это за самолёты, зачем они были построены и что они дали авиастроению? Давайте разбираться вместе.

ТОП-5 необычных самолетов, чьи полеты вызывают удивление

Представьте себе самолет, который выглядит как блин или который надувается как воздушный шарик. Звучит как сценарий фантастического фильма, но это реальность! В мире авиации всегда существовали смелые изобретатели, которые бросали вызов гравитации и традиционным формам самолетов. Их творения – это не просто машины для полетов, это шедевры инженерной мысли.

1. Inflatoplane: надувной резиновый самолет

Inflatoplane – это необычный самолет, разработанный в 1950-х годах американским инженером Джеком Уильямсом. Он отличался тем, что был изготовлен из надувного материала, что делало его легким, портативным и дешевым в производстве. Представлял собой небольшую надувную платформу с прикрепленным к ней надувным крылом. В качестве двигателя использовался маленький поршневой мотор с лопастным винтом.

Inflatoplane был разработан для военных нужд в качестве легкого и недорогого транспортного средства для переброски военных на передний край или для использования в качестве разведывательного самолета. Он мог быть спущен с парашюта или сброшен с самолета. После спуска легко надувался и был готов к полету.

Также предполагалось, что терпящим бедствие летчикам сбрасывались с самолета специальный контейнер с резиновым надувных самолетиком, а пилот на земле уже самостоятельно надувал самолет и добирался до базы своим ходом.

На фото: 5 самых необычных самолетов. Пилоты надувают самолет Inflatoplane перед полетом. Источник: https://a.d-cd.net/e7350fas-1920.jpg
На фото: 5 самых необычных самолетов. Пилоты надувают самолет Inflatoplane перед полетом. Источник: https://a.d-cd.net/e7350fas-1920.jpg

Однако Inflatoplane имел ряд недостатков, которые препятствовали его широкому использованию:

  • из-за необычной конструкции Inflatoplane был неустойчив в полетах, а его управляемость была не достаточно хорошей;
  • из-за малой мощности двигателя Inflatoplane мог развивать небольшую скорость, из-за которой получился негодным для большинства военных задач. Да и мишенью он был прекрасной, если речь шла о военных действиях;
  • надувная конструкция делала самолет недостаточно прочным для эксплуатации в неблагоприятных погодных условиях или при эксплуатации в боевых условиях.

В результате Inflatoplane не стал успешным проектом и не был принят на вооружение. Было построено всего несколько прототипов, которые были использованы для испытаний.

На фото: 5 самых необычных самолетов. Резиновый надувной самолет Inflatoplane  Источник: https://bibimot.ru/uploads/posts/2022-06/1654596897_dvuhmestnyj.png
На фото: 5 самых необычных самолетов. Резиновый надувной самолет Inflatoplane Источник: https://bibimot.ru/uploads/posts/2022-06/1654596897_dvuhmestnyj.png

Несмотря на неудачу, Inflatoplane оставил после себя несколько интересных инноваций, например, идея использования надувных конструкций была применена в разработке надувных спасательных лодок и других надувных транспортных средств.

2. Stipa-Caproni: бочка, которая так и не взлетела

Stipa-Caproni – этот самолет был разработан итальянским инженером Луиджи Стипа в 1930-х годах. Он был известен своей необычной бочкообразной формой, которая отличалась от традиционных самолетов того времени.

Стипа вдохновлялся «трубкой Вентури» – устройством, которое используется для измерения или регулирования потока жидкости или газа. Он верил, что эта форма фюзеляжа позволит сделать самолет более экономичным и простым в изготовлении.

На фото: 5 самых необычных самолетов. Самолет-бочка Stipa-Caproni в качестве музейного экспоната. Источник: https://3.bp.blogspot.com/-fXxP-gTIF28/UqnLVcO63TI/AAAAAAAAAO0/Vy2sjJhdFPA/s1600/Stipa-Caproni.jpg
На фото: 5 самых необычных самолетов. Самолет-бочка Stipa-Caproni в качестве музейного экспоната. Источник: https://3.bp.blogspot.com/-fXxP-gTIF28/UqnLVcO63TI/AAAAAAAAAO0/Vy2sjJhdFPA/s1600/Stipa-Caproni.jpg

Идея заключалась в том, чтобы использовать аэродинамические силы, создаваемые сужением фюзеляжа, для повышения подъемной силы и уменьшения сопротивления.

Несмотря на то, что самолет «Сипра-Капрони» обладал отличными аэродинамическими характеристиками, он был непрактичным в эксплуатации, трудным в управлении, а его полетные характеристики были нестабильными.

На фото: 5 самых необычных самолетов. Самолет-бочка Stipa-Caproni в качестве музейного экспоната. Источник: https://ic.pics.livejournal.com/andrews_answer/5903575/63710/63710_original.jpg
На фото: 5 самых необычных самолетов. Самолет-бочка Stipa-Caproni в качестве музейного экспоната. Источник: https://ic.pics.livejournal.com/andrews_answer/5903575/63710/63710_original.jpg

В итоге, было построено всего 2 прототипа бочкообразного самолета Stipa-Caproni. Он так и не вошел в массовое производство, хотя некоторые его технические решения позже были использованы в других проектах, например, в разработке ракеты ФАУ-1.

3. XF-85 Goblin: истребитель для сопровождения бомбардировщиков

XF-85 Goblin – это крохотный, но очень «грозный» истребитель, разработанный компанией McDonnell в 1948 году. Его задачей было стать «паразитарным» истребителем, то есть, перевозиться в бомбардировщике и сбрасываться для защиты от вражеских истребителей.

Истребитель-кроха «Гоблин» имел необычный дизайн: маленький фюзеляж, складные крылья и хвостовое оперение, которое разворачивалось после сброса. Его длина – всего 4,5 метра. Он был предназначен для того, чтобы быть маленьким, быстрым и маневренным, чтобы преследовать и атаковать вражеские истребители, находясь в близи бомбардировщика.

На фото: 5 самых необычных самолетов. Истребитель для сопровождения бомбардировщиков XF-85 Goblin.  Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4b/McDonnell_XF-85_bw_base.jpg/1200px-McDonnell_XF-85_bw_base.jpg
На фото: 5 самых необычных самолетов. Истребитель для сопровождения бомбардировщиков XF-85 Goblin. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4b/McDonnell_XF-85_bw_base.jpg/1200px-McDonnell_XF-85_bw_base.jpg

Несмотря на амбициозную идею, «Гоблин» оказался неудачным проектом. Он был чрезвычайно неустойчивым в полете, имел плохие характеристики управляемости и был неэффективным в боях. Кроме того, он был чрезвычайно хрупким и потребовал значительных усилий для его обслуживания.

В результате, XF-85 Goblin был снят с вооружения после краткого периода испытаний. Было построено всего два прототипа, один из которых сейчас хранится в Смитсоновском музее.

На фото: 5 самых необычных самолетов. XF-85 Goblin на подвесной трапеции выдвигается из фюзеляжа бомбардировщика для самостоятельного полета.  https://airwar.ru/image/idop/fighter/xf85/xf85-25.jpg
На фото: 5 самых необычных самолетов. XF-85 Goblin на подвесной трапеции выдвигается из фюзеляжа бомбардировщика для самостоятельного полета. https://airwar.ru/image/idop/fighter/xf85/xf85-25.jpg

Крошечный истребитель XF-85 Goblin стал важным шагом в развитии авиационной техники. Он доказал возможность использования «паразитарных» истребителей для защиты бомбардировщиков, хотя в то время эта идея оказалась нереалистичной. В будущем эта концепция была переосмыслена и применена в более современных версиях истребителей, которые могут перевозиться на борту бомбардировщика или других самолетов, чтобы увеличить их боеспособность.

4. Vought V-173: «летающий блин»

Vought V-173 (более известный как «летающий блин») – это экспериментальный самолет, созданный американским инженером Чарльзом Циммерманом в 1942 году. Он был разработан как ответ на необходимость в самолете с вертикальным взлетом и посадкой для ВМС США во время Второй Мировой Войны.

Vought V-173 имел необычную форму, напоминающую диск или блин, откуда и произошло его прозвище. Его крылья были расположены по краю диска, а фюзеляж был крайне коротким. Это позволяло самолету взлетать и садиться вертикально, как вертолет, но при этом он мог развивать значительно большую скорость в горизонтальном полете.

На фото: 5 самых необычных самолетов. Самолет «летающий блин» Vought V-173. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/87/V-173maidenflight-1942.jpg
На фото: 5 самых необычных самолетов. Самолет «летающий блин» Vought V-173. Источник: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/87/V-173maidenflight-1942.jpg

Несмотря на необычную конструкцию и инновационный подход, блинообразный Vought V-173 не стал успешным самолетом. Он был неустойчивым в полетах, имел неудовлетворительные характеристики управляемости и низкую маневренность. В результате, ВМС США отказались от его использования в качестве боевого самолета.

На фото: 5 самых необычных самолетов. Экспериментальный самолет Vought V-173 «летающий блин». Источник: https://inchhighguy.wordpress.com/wp-content/uploads/2022/01/v173_01_ra.jpg
На фото: 5 самых необычных самолетов. Экспериментальный самолет Vought V-173 «летающий блин». Источник: https://inchhighguy.wordpress.com/wp-content/uploads/2022/01/v173_01_ra.jpg

Было построено всего 2 прототипа Vought V-173, один из которых сейчас хранится в Смитсоновском музее в Вашингтоне. Он доказал возможность вертикального взлета и посадки для самолетов, что стало важным шагом на пути к созданию современных вертолетов и самолетов с вертикальным взлетом.

5. M2-F1: «летающая ванна» для космонавтов США

M2-F1 (известный также как «летающая ванна») – это экспериментальный летательный аппарат NASA, разработанный в начале 1960-х годов в Америке для изучения возможностей возвращения астронавтов на Землю с орбиты.

Этот самолет представлял собой нечто среднее между самолетом и планером. У него не было двигателя, а посадка осуществлялась путем планирования с использованием аэродинамических сил.

Имел необычную форму, напоминающую большую ванну из-за чего и получил такое смешное прозвище. Был изготовлен из легких материалов, чтобы минимизировать его вес и увеличить время планирования. Вес – 454 кг, длина – 6 метров; ширина – 6,32 метра.

На фото: 5 самых необычных самолетов. Летательный аппарат NASA M2-F1 (США). Источник: https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/a5e/ec3/fe4/a5eec3fe43435b3aa990e68d22c70db8.jpg
На фото: 5 самых необычных самолетов. Летательный аппарат NASA M2-F1 (США). Источник: https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/a5e/ec3/fe4/a5eec3fe43435b3aa990e68d22c70db8.jpg

В рамках исследовательской программы было проведено 44 испытательных полета M2-F1, во время которых он доказал свою способность планировать и садиться безопасно. Но, несмотря на успешные испытания, M2-F1 не стал практичным средством возвращения астронавтов на Землю. Его ограниченная маневренность и зависимость от погодных условий делали его недостаточно надежным для этой задачи.

На фото: 5 самых необычных самолетов. Опытный образец «летающей ванны» M2-F1 и пилот Милтон Томпсон. Источник: https://topwar.ru/uploads/posts/2017-08/thumbs/1502817354_nasa-m2-f1-milt-thompson.jpg
На фото: 5 самых необычных самолетов. Опытный образец «летающей ванны» M2-F1 и пилот Милтон Томпсон. Источник: https://topwar.ru/uploads/posts/2017-08/thumbs/1502817354_nasa-m2-f1-milt-thompson.jpg

Тем не менее, самолет-планировщик «летающая ванна» M2-F1 сыграл важную роль в развитии аэрокосмической техники. Он доказал возможность планирующего возвращения с орбиты, а некоторые технические решения, примененные в его конструкции, позже были использованы при создании космических шаттлов. Этот малыш оставил после себя богатое наследство в виде ценных опытов и знаний, которые были использованы для создания более современных и безопасных космических кораблей.

Вместо заключения

Вот мы с вами и узнали невероятные, но реальные 5 самолетов, глядя на которых хочется улыбнуться, ведь невозможно поверить, что они реально умели летать.

Эти самолеты – живой пример того, что «не может быть» – это не всегда «неправильно»!

Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне!