Меня спросили: «Почему пилот вертолёта такой старый?» – «Потому что это настоящий пилот», – хотела написать в ответ, но остановилась. Лучше напишу отдельную полноценную статью, чтобы читателям моего канала было понятно, почему пилот военного вертолёта Ка-50 был не молодым бравым актёром-красавцем. Итак, где снимали фильм «Чёрная акула» и кто был в ролях? А главное, в чём уникальность этого фильма? Давайте разбираться вместе.
Вот такие комментарии пишут «диванные эксперты»... ну да ладно, на каждый роток не накинешь платок.
Фильм «Чёрная акула», как проходили съёмки полёта легендарного вертолёта Ка-50
Мой муж – свидетель съёмок полётов Ка-50
Шел 1992 год. Происходил развал СССР. Узбекистан уже приобрёл независимость, но как бы не до конца.
Мой муж (было ему тогда 20 лет) после окончания политехникума связи служил в армии (он попал в армию в декабре 1991 года и присягал ещё на верность СССР) в части «Авиация сухопутных войск ТуркВО» и в 1992 году стал начальником радиостанции.
И вот, к ним в горы приехала съёмочная группа и сообщила, что здесь будут снимать кадры для фильма «Чёрная акула».
Муж обеспечивал связь все дни, пока шли съёмки фильма и испытания Ка-50. Солдаты его военной части наносили краской круги, которые были мишенью для лётчика. Расположение этих мишеней показывал режиссёр, который следил за тем, чтобы в кадр попал стреляющий вертолёт именно с такого ракурса, который ему нужно.
Мальчишки были в восторге. Они смотрели на спецназовцев, на серьёзного дядьку лётчика и на сам вертолёт с нескрываемым восторгом. Им позволили посидеть в «бронированной кабине настоящего боевого вертолёта». Муж рассказывает:
«Когда я сел в кабину Ка-50, то немного притих. На внешний вид она показалась небольшой теплицей для помидор, но никак не военной мощью. Небольшие окошки. Неказистый дисплей с информацией о состоянии основных агрегатов и систем вертолёта. Да и вся аппаратура была как будто игрушечной и почему-то казалась деревянной.
На фоне всего этого, особенно выделялся большой рычаг с кнопкой «захват», которая активировала систему прицеливания «Шквал» для дальнейшего запуска ракеты. Было и волнение, и недоумение…
Но после того, как пилот «Чёрной акулы» показал нам фигуры высшего пилотажа, среди которых был «Падающий лист», и мы увидели, как стреляет этот вертолёт – восторг вернулся и больше уже не покидал нас.»
А ещё муж видел, как пушка буквально «вываливалась из корпуса и начинала стрелять, точно попадая по центру мишени», как вертолёт опускался почти к основанию горы и потом «медленно, слово крадясь, показывался из-за её макушки» – это вызывало необыкновенное восхищение профессионализмом пилота.
Где проходили съёмки фильма «Чёрная акула»: локация
Все сцены, которые проходили по сценарию фильма в Афганистане, снимались в Узбекистане в горах Тянь-Шаня:
- на горе, где располагалась в/ч мужа – полёты боевого ударного вертолёта Ка-50;
- внизу на полигоне – реальные испытания вертолёта со стрельбой;
- ниже по речке, возле небольшого водопада – съёмки действия в Афганистане;
- в горнолыжном курорте Чимган – локации душманов;
- зенитные орудия были штатные для спуска лавин (в фильме можно увидеть опоры Чимганской канатной дороги);
- спортбаза «Мехнат» (раньше называлась «Труд») – это база «духов»;
- на Чирчикском полигоне – эпичная сцена с БТР;
- красивейшее узбекское водохранилище Чарвак – кадры, где вертолёт Ка-50 летает над водой.
Сам Ка-50 базировался на военном аэродроме в городе Чирчике, который находился недалеко от места проведения съёмок и всего в 42 км от Ташкента.
Почему фильм «Чёрная акула» и не художественный, и не документальный
Хоть и считается, что «Чёрная акула» – это художественный остросюжетный приключенческий фильм, но на самом деле он скорее документальный, только основан на не реальных событиях.
Художественный его назвать можно с большой натяжкой – там нет привычной игры актёров, нет красочного сценария, глубокомысленных взглядов главных героев «глаза в глаза» и других киношных приёмов. Его нельзя смотреть как просто кино, так оно не заходит, оно другое.
Тогда он больше документальный? Да, он больше документальный, потому что в ролях снимались настоящие офицеры и солдаты спецназа! Даже главный конструктор и пилот – играли самих себя, и английская журналистка была настоящей. А ещё, впервые в истории кинематографа в «игровом» фильме снимался настоящий генерал-майор!
В нём показаны реальная бронетехника, настоящие военные и стрельба вертолёта Ка-50 боевыми снарядами. Во многих эпизодах использовалась не имитационная игровая пиротехника (как в художественных фильмах), а настоящая взрывчатка.
Но всё-таки он не документальный… потому, что сценарий придуман, такого боя в реальности не было, да и действие фильма происходит в Афганистане, хотя в реальности Ка-50 там никогда не был. Да, вертолёт действительно принимал участие в боевых действиях, но в Чечне.
Сложности съёмок в период распада СССР
Фильм «Чёрная акула» стал самым первым фильмом, снятым в жанре российской военно-патриотической агитации. Советский Союз рушился на глазах, всем было не до военных нужд, и это была попытка обратить внимание на уникальный вертолёт… к сожалению, безуспешная попытка.
Сложности съёмок в момент распада СССР были особенно острыми, но… благодаря поддержке министра обороны Узбекистана генерала-полковника Рустама Ахмедова (на момент съёмок фильма он был в звании генерал-майор), который лично контролировал съёмочный процесс, фильм был снят.
В распоряжении съёмочной группы было неограниченное количество боеприпасов, а использование пушки от БМП для вертолёта позволило решить проблему нехватки авиационных снарядов. Сценарий неоднократно перерабатывался с участием спецназовцев, киногруппы и самого конструктора Михеева и от первоначального замысла сохранилась лишь его малая часть.
Кто снимался в фильме «Чёрная акула»: в ролях
1. Главный герой фильма
Конечно же, это сам боевой вертолёт Ка-50, которого некий Гарри (который обещает высокопоставленному агенту ЦРУ его уничтожить), прозвал «Чёрной акулой». Вертолёт уникален и невообразимо крут.
2. Военные (с советской и афганской стороны)
Все ребята, которые снимались в этом фильме в качестве военных, были из 15-ой бригады Спецназа (ОБрСпН – отдельной бригады специального назначения), которая подчинялась Министерству обороны республики Узбекистан и 467-ого отдельного учебного полка Спецназа (который раньше готовил рядовой состав для войны в Афганистане) Вооруженных Сил УзССР.
Также принимал участие 399-й вертолётный полк и бронетехника, которую предоставило Ташкентское высшее общевойсковое командное училище (на время съёмки вся военная техника дислоцировалась в Чирчике).
С началом распада СССР, 15-я бригада Спецназа, состоящая из военнослужащих разных национальностей (русских, украинцев, белорусов и молдаван), оказалась в сложном положении – в одночасье они стали находиться на территории другого государства, независимого суверенного Узбекистана. Бригада почти 4 года ещё находилась под юрисдикцией России и только в 1995 году окончательно перешла в состав ВС РУз. Многие ребята переехали в Россию, но это уже другая история.
Интересный факт: все спецназовцы одеты и экипированы в свою форму и снаряжение, а ещё интересно то, что все солдаты и офицеры в фильме разговаривают не своими голосами. Монтировали ленту значительно позже и озвучивали их уже актёры.
3. Пилот вертолёта «Чёрная акула» Ка-50
Пилота «Чёрной акулы» Дмитрия Павловича играл Дмитрий Павлович Автухов – 55-летний лётчик-испытатель 2 класса, лейтенант. С 1983 года принимал активное участие в испытаниях вертолёта Ка-50 и демонстрировал его в Ле-Бурже в 1993 году.
За свою жизнь Дмитрий Автухов поднял в небо, провёл испытания и освоил более 20 типов самолётов и вертолётов. Кроме того, был ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Он умер 10 мая 2024 года в возрасте 86 лет.
4. Создатель вертолёта Ка-50
Генерального конструктора Ка-50 в фильме играл Сергей Викторович Михеев – Генеральный Конструктор КБ им. Н. И. Камова и, конкретно этого боевого вертолёта. Его озвучивает актёр Вадим Захарченко.
За свою конструкторскую деятельность Сергей Викторович создал такие вертолёты, как Ка-27, Ка-29, Ка-31, Ка-32, Ка-50, Ка-52, Ка-60 и Ка-226. Сейчас ему 85 лет.
Интересный факт: по сценарию фильма, Ка-50 должен схлестнуться в жёсткой схватке с другим вертолётом Ми-24П и накануне этого вылета конструктор разговаривает с ним как с человеком, трогает его и желает удачи. Эта сцена необычайно милая, а её искренность, неподдельна – Михеев в этот момент играл сам себя.
5. Майор Гусаров
Майора Гусарова сыграл Валерий Александрович Востротин – Герой Советского Союза, генерал-майор. Воевал в Афганистане. С 1987 года был кэпом 345 отдельного легендарного парашютно-десантного полка, в которую входила всем известная 9 рота. Заместитель главы МЧС с 1994 по 2003 год. Настоящая легенда ВДВ, умер 13 февраля 2024 года.
6. Журналистка
Журналистку Каролину (Кэролайн) Нэльсон играла настоящая английская независимая журналистка Кэри Скофилд. В Россию она приехала, чтобы собрать информацию для своей книги под названием «Русская элита: внутри спецназа и воздушно-десантных войск». Ее пригласили на съёмки «Чёрной акулы», и она с радостью согласилась. Кстати, книгу издала сразу же после прибытия в Англию в 1993 году.
7. Магнат Карахан
А вот, магната Карахана (отрицательного персонажа) сыграл настоящий актёр Юрий Цурило.
В фильме есть один забавный эпизод. Когда Карахан заподозрил потерю каравана и завода – он пытался найти связь с радаром, то пищала электронная игрушка «Ну, Погоди!» сделанная «Электроникой» (где волку нужно было собирать яйца). И эту пищалку использовали для якобы работы персонального компьютера Карахана.
8. Командир американской группы «Искандер»
Майора ВС США Грегори Грина сыграл Олег Викторович Мартьянов – кадровый офицер ГРУ. Он прошел Афганистан и Чечню, является кавалером двух Орденов Мужества, один из создателей и первый командующий Силами специальных операций ВС РФ.
9. Начальник разведки батальона СПН
Начальника разведки батальона СПН (человека в бандане, камуфляже и с бородой) сыграл Александр Белов – основоположник словяно-горицкой борьбы, элементы которой он демонстрирует в фильме.
10. Командир бригады ГРУ
Исполнитель роли командира бригады СпН ГРУ (у которого даже нет имени в фильме и его нет в титрах) был Владимир Васильевич Квачков – полковник Главного разведывательного управления Генерального штаба ВС России, на время съёмок командир 15-й бригады ОБрСпН и консультант фильма «Чёрная акула». Кандидат военных наук, советский и российский военный и общественный деятель.
Он принимал участие в боевых действиях в Таджикистане, где его бригада сыграла ключевую роль в наведении порядка в той гражданской войне. После того, как его бригада окончательно перешла к Республике Узбекистан, переехал в Россию и поступил на службу ГРУ России.
11. Гарри
Того самого Гарри, который обещал уничтожить наш вертолёт, сыграл Валерий Погребенков, который снялся в этом единственном фильме. Никакой информации о нём в интернете отыскать не удалось.
В съёмках также принимали участие: А. В. Мусиенко (полковник спецназа ГРУ) и А. Чубаров (генерал-полковник ГРУ в отставке) – офицеры 15-й бригады Спецназа Узбекистана.
Автор сценария
Автором сценария и продюсером этого фильма был Сергей Михайлович Птичкин. Благодаря его усилиям этот фильм увидел зритель. К сожалению, в 23 ноября 2024 года Сергей Михайлович ушел из жизни.
Вот как описывали его коллеги:
«"Михалыча" знали и уважали не только все журналисты, пишущие на оборонно-промышленную тематику, но и большинство ведущих инженеров, генконструкторов и директоров оборонных предприятий. И не просто уважали - к его экспертному мнению, а иногда и критике, прислушивались и чаще всего оказывалось, что он был на сто процентов прав. Инженер-бауманец по первому образованию, успевший поработать в том числе и над закрытыми оборонными проектами, Сергей Птичкин обладал и удивительным журналистским даром и легким слогом изложения.
Самую сложную техническую или оружейную тему он описывал так, что читать было интересно и понятно любому школьнику. Не случайно именно ему доверили написать сценарий и одновременно консультировать кинематографистов при съемках художественного фильма «Чёрная акула» – об одноименном уникальном российском боевом вертолете. Он буквально болел сердцем и за каждую свою публикацию.»
Вот такие уникальные люди создавали фильм и поэтому он получился уникальным по своей сути.
Вместо заключения
Да, фильм не котируется как развлекательное кино, сценарий и игра актеров не позволяет его назвать «художественным». Там всё настоящее. И именно профессиональный пилот Дмитрий Автухов смог показать Ка-50 во всей его красе.
Его «Чёрная акула» во время всего фильма выделывает такие фигуры высшего пилотажа, что дух захватывает. Вертолёт летает боком, задом-наперёд (есть удивительная сцена, где после выпуска ракеты вертолёт просто пятится назад и улетает хвостом вперёд), зависает в воздухе и в это время крутится на 360 градусов. И мой муж это видел своими глазами и спустя больше 30 лет он помнит каждую минуту этих удивительных дней, которые преподнесла ему судьба – дней съёмок этого фильма.
Чтобы этот фильм «зашёл», необходимо понять, что главный герой фильма «Чёрная акула» – это сам боевой вертолёт Ка-50!
А вот та статья, под которой в комментарии спросили про возраст пилота:
Благодарю, что дочитали до конца. Лайк – лучшее спасибо мне, как автору!