Оранжевая линия проектировалась и строилась с второй половины 1980-х, и архитектура здесь в среднем интереснее, чем на показанных ранее зелёной и синей.
1. Эта ветка имеет наименьшее количество станций - всего лишь 9, вот её трасса на карте города (с Википедии):
2. Начнём с самого интересного - с последней открытой станции Горный институт (2024).
Тут надо обязательно сказать, какое это позорище: 5 лет в Петербурге не открывалось вообще никаких станций, и вот открыли одну там, где в ней не было острой необходимости. А Юго-запад, Пороховые, Кудрово, Коломна неизвестно сколько ещё будут мучиться без подземки.
Если же смотреть в вакууме, то станция красивая, даже функционалистический наземный вестибюль сделали интересно:
3. Неплохой прием - декоративные связи по боковым сторонам:
4. Небольшую площу у пересечения Косой линии и Большого проспекта благоустроили. На заднем плане - пожарная каланча (1884, Владимир Шаламов), которую легко принять за ратушу района:
5. Станция оформлена в чёрно-оранжевых цветах. Кассовый зал:
6. В каком-то из переходов выполнено впечатляющее панно с горняком из цветного стекла. Яка красота!
Вообще труд горняков, наверно, самый тяжкий, уважение всем, кто работает в этой сфере.
7. Внутренние стены отделаны якобы грубо отделанным камнем для имитации горной выработки:
8. В эскалаторном зале упоминается вуз, в честь которого названа станция.
Горный - одно из старейших учебных заведений России, его основали в 1773 году по указу Екатерины II в ответ на предложение башкирского рудопромышленника Исмагила Тасимова.
Институт известен тем, что тут учат газовиков для Газпрома и других добывающих контор, отчего нефтегазовый факультет стал чрезмерно пафосным. Кроме того ректор универа Владимир Литвиненко является миллиардером, всю жизнь работая тут на разных должностях (есть, мягко говоря, вопросы), а также другом Путина - тот защищал в Горном диссертацию. Студентов здесь заставляют носить форму, что после школьной муштры реально бесит.
9. Над эскалаторами - ещё одно панно с шахтарями:
10. Лампы наклонного хода тоже необычные, таких нет нигде в системе:
11. Подземный зал блестит новизной:
12. На Горном институте действительно красиво, даже со скамейками проектировщики постарались:
13. В вестибюле есть несколько панно.
На одном изображена набережная около Горного:
14. На втором - абстрактные северные дали, где маркшейдерам зачастую приходится работать:
15. Ещё два круглых изображения на тему горно-добывающей промышленности:
16. В торце в перспективе предполагается сделать второй выход, но это будет, наверно, минимум лет через 50, если судить по темпам строительства метро в Петербурге. Пока тут запертые двери с зеркалами:
17. Выход на платформу напоминает штольню:
18. Платформа:
19. И, наконец, путевая стена станции:
20. Минуя станцию-призрак Театральную у Мариинского театра, которую откроют дай бог в 2030-м, попадаем на Спасскую (2009), часть единственного в метрополитене тройного пересадочного узла. Ей выход на поверхность построили на 4 года позже открытия, в 2013-м:
21. В наземном вестибюле симпатично оформлены колонны:
22. Станция названа по некогда стоявшему на Сенной площе огромной Спасской церкве (1753-1765), взорванной большевиками в 1961 году. Тут издавна был рынок, и даже после расчистки от ларьков в 2010-х торговая сущность Сенной не изменилась. О чем и напоминает панно над эскалаторами:
23. На входе на платформу увековечили многих известных архитекторов Петербурга. И действительно они достойны всяких похвал:
24. Не обошлось без традиционных ошибок, которые, как ни странно, не исправили: например, «ДЕТОМОН» должно быть раздельно, «МОНФЕРАН» пишется с двумя «р», фамилия «ДЕЛАМОТ» неполная, должно быть «Валлен де ла Мот» etc.
25. Станция отделана бежевым травертином:
26. Это фото сделано ещё до открытия Горного института, когда Спасская была конечной:
27. Достоевская (1991) работает лишь в будни с 7 до 20 часов - видимо, метрополитен настолько бедный, что содержать станцию по выходным для него непосильно:
28. Петербург Достоевского - бедный, грязный и понурый, но станция получилась красивая, несмотря на то, что строилась она в совсем безденежные времена:
29. Скамейки украшены коваными решетками:
30. Путевая стена:
31. Наземный вестибюль Лиговского проспекта (1991) встроен в административное здание предприятия:
32. Над эскалаторами - симпатичная ограда в духе старого Петербурга - на момент постройки станции городу уже вернули историческое название:
33. Также обнаружилась отличная мозаика с часами:
34. Общий вид односводчатой станции с шикарными люстрами:
35. В её торце - красочный витраж:
36. В общем, Лиговский оказался неожиданно красивой станцией:
37. Почему-то именно на Площади Александра Невского-2 (1985) раньше нужно было оформлять студенческие проездные (не знаю, как сейчас):
38. Наземный вестибюль украшает большое мозаичное панно, изображающее Ледовое побоище (сражение 5 апреля 1242 года на Чудском озере):
39. Общий вид подземного зала колонной конструкции:
40. Путевые стены украшены характерной чешуёй под доспехи - чрезвычайно стильный и запоминающийся приём:
41. Сами "чешуинки" выполнены из алюминия:
42. Переход на зелёную линию тоже украшен в тематике названия:
43. Новочеркасская (1985) - одна из самых простых станций метрополитена, тем более у неё нет наземного вестибюля:
44. До 1992 года она называлась «Красногвардейская»:
45. На Ладожской (1985) располагается единственный новый железнодорожный вокзал Петербурга - с него отправляются немногочисленные поезда на восток и север страны. Но самое главное - на эту станцию замыкается огромный жилой район Пороховые, куда ни советские, ни современные деятели до сих пор не удосужились провести метро. Людям приходится ехать по 30-40 минут на транспорте до ближайшей станции.
46. В наземном вестибюле висит впечатляющая люстра:
47. В отделке стен применён мрамор, напрямую ассоциирующийся с серой и холодной Ладогой:
48. Подземный зал односводчатой конструкции украшен торшерами:
49. Торец оформлен в честь блокадной Дороги жизни:
50. В названии станции на путевой стене применён необычный шрифт:
51. Проспект Большевиков (1985) давным-давно должен называться Оккервиль по протекающему неподалёку притоку Охты (которая в свою очередь впадает в Неву):
52. Вестибюль имеет интересное объёмно-планировочное решение, только этим, собственно, и выделяясь:
53. Станция односводчатая, но единый свод состоит из трёх частей, что хорошо заметно на фото:
54. Путевая стена:
55. А Улица Дыбенко (1987) должна стать Весёлым Посёлком. Сам район, впрочем, не особенно весёлый.
Наиболее вероятно, что такое название является дословным переводом названия немецкой колонии, когда-то существовавшей в этих местах. К настоящему моменту от неё ничего не сохранилось, район полностью застроен понурыми серыми советскими панельками, а Правобережный рынок на углу Дыбенко и Искровского в прошлом был окутан "славой" грязного притона торчков. В настоящее время, конечно, всё стало получше, но в нулевые тут было не очень.
Широким массам Весёлый Посёлок может быть известен по фильму "Интердевочка" (1989) с Еленой Яковлевой в главной роли.
56. Над архитектурой станции, кстати, неплохо потрудились:
57. Свобода, мир, братство, равенство, труд - все эти понятия, увы, сейчас совершенно забыты:
58. Путевая стена облицована красивым мрамором:
59. На некоторых колоннах выполнены мозаики:
Далее осмотрим самую новую фиолетовую линию.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!