Красная ветка с её пышными станциями первой очереди не поместилась в одну статью по техническим причинам, поэтому продолжаем двигаться к югу от Пушкинской, на которой закончилась первая часть.
49. Технологический институт (1955) встроен в монументальную "сталинку" управления метрополитена на углу Загородного и Московского проспектов:
50. Название, очевидно, дано по некогда славному Технологическому институту (1828), с которым связано много заметных учёных: Абрам Иоффе (основал физико-технический институт), Владимир Зворыкин (изобретатель телевидения), Дмитрий Менделеев (был тут профессором), Алексей Фаворский (большой химик-органик). Но и кроме Техноложки неподалёку находятся Военмех (1930), СПбГАСУ (1832), где довелось учиться мне, и НИИ метрологии.
51. Конструктивная особенность станции - кроссплатформенная пересадка, то есть на одну платформу выходят поезда с разных линий. Штука довольно удобная: если едешь в сторону Проспекта Ветеранов, а потом нужно в сторону Купчино, то пересадка займёт 10 секунд.
52. Станция по меркам первой очереди простоватая. Выделяется карниз:
53. Медальоны с ликами учёных:
54. И памятная доска погибшим в страшном теракте 3 апреля 2017 года. Светлая им память. До сих пор с содроганием вспоминаю этот ужасный день…
55. Для Балтийской (1955) также возвели отдельно стоящий вестибюль в сталинском стиле рядом с соответствующим вокзалом. Пассажирский трафик тут, на первый взгляд, невелик: Варшавский вокзал давно превратили в торговый центр, а с Балтийского ездят только электрички и «ласточка» в Псков, поезда в страны Балтии также отменены на неопределённый срок. Однако вокруг много офисов и морской порт, так что людей здесь прилично:
56. Архитектура подземного зала довольно лаконичная, её оживляет голубая гирлянда:
57. Серый мрамор, использованный для облицовки, имеет довольно живописную текстуру:
58. В торце зала выполнена мозаика по поводу Балтийского флота, другие детали оформления также отсылают к морякам. У меня один естественный вопрос: а у нас на Балтике больше ничего интересного?
59.
За далёкою Нарвской заставой
Парень идёт молодой.
«Тучи над городом встали», Марк Бернес
Ансамбль Нарвской площи (в честь эстонского города), как это ни парадоксально, один из лучших в Петербурге, а симпатичный вестибюль станции метро Нарвская (1955) - его важная часть:
60. Детали соответствуют духу времени:
61. Горельеф над эскалаторами изображает рабочих ещё одной старинной заводской окраины:
62. Подземный зал станции выполнен очень здорово за исключением бесконечного количества символов несуществующего государства:
63. Самая заметная деталь декора - скульптурные группы по родам деятельности (показываю не все):
- "Учащиеся";
- "Деятели искусств";
- "Кораблестроители";
- "Врачи";
- "Колхозники";
- "Моряки".
64. Путевая стена обычная, а вот пол хорош:
65. Кировский завод (1955) и вовсе напоминает древнегреческий храм:
66. Наземный вестибюль украшен стильными торшерами:
67. На Кировском заводе строится пересадка на 6-ю (коричневую) ветку, но сроки её открытия пока туманны.
Подземный зал монументален:
68. Главная тема оформления - отрасли советской промышленности: нефтянка, электрификация, металлургия etc.
69. Путевая стена станции и малые формы:
70. Мы подобрались к бесспорно самой красивой станции петербургского метрополитена - Автово (1955).
Отдельный наружный вестибюль выполнен в очень хорошем неоклассицизме, особенно порадовали цветки над колоннами и венки на дверях:
71. Верхний зал в плане круглый:
72. Всяческие мелочи тоже выполнены со вкусом:
73. Станция мелкого заложения, поэтому наклонный ход здесь не предусмотрен. Зато имеется тоже круглый нижний зал:
74. Даже выход на платформу оформлен пышно:
75. Ну а сама платформа - выше всяких похвал. Яка красота!
76. Топоним «Автово» вовсе не связан с автомобилем, он финского происхождения: когда-то на месте района находилась деревня Аутова.
Часть колонн облицована дорогостоящими стеклянными панелями, это главная фишка станции:
77. За потолок архитекторы тоже не забыли:
78. Путевая стена:
79. Торец подземного зала украшен панно «Миру - мир!» Эх, если бы…
80. После Автово Ленинский проспект (1977) кажется совершенно заурядным. К тому же, он нуждается в переименовании, например, в Петербурге нет улицы в честь Николая Гоголя.
81. В общем, это обычная «сороконожка» (колонная станция) мелкого заложения:
82. Не отличается оригинальностью и Проспект Ветеранов (1977), самая загруженная станция метро в России. Она обслуживает гигантский спальный район Сосновая Поляна, ещё долго тянущийся в западном направлении от неё. На личном опыте проверено, что до окончания городской застройки можно полчаса ехать на троллейбусе:
83. Интересная особенность движения поездов на этом участке: так как депо находится в Автово, двум поездам приходится тут «ночевать», чтобы утром отправиться в сторону Девяткино.
Конец красной ветки:
84. Как-то оживляют архитектуру только два панно у выходов в город:
85. Бонусом расскажу про единственную в метрополитене закрытую станцию Дачное (1966).
Её строили как временную до открытия участка "Ленинский Проспект - Проспект Ветеранов", уже тогда предусмотренного в генплане. Это единственная станция наземной открытой конструкции, совершенно не актуальной в отвратительном климате Петербурга. Ничем не примечательный вестибюль сохранился и находится всего лишь в 400 метрах от Ленинского Проспекта, так что жалеть о закрытии Дачного не стоит.
В следующей части осмотрим синюю ветку.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!