Найти в Дзене
zoom-spb

Петербургский метрополитен. Часть 6: Фиолетовая линия

Фиолетовая линия - самая молодая в петербургском метрополитене: большинство её станций построены при России, а значит вне советской борьбы с "архитектурными излишествами". Её северный участок от Садовой до 2009 года находился в составе оранжевой ветки, показанной в предыдущей части.

Красная линия. Часть 1

Красная линия. Часть 2

Синяя линия

Зелёная линия

Оранжевая линия

1. Тогда городские власти умело продемонстрировали возможность найти позитивную статистику в духе пропаганды (см. "отрицательный рост"): рассказывалось об открытии новой линии, хотя по факту были введены только две новых станции (Звенигородская и Волковская), и к ним присоединили половину оранжевой линии.

Также здесь присутствует и главное неудобство системы - отсутствие пересадки между зелёной и фиолетовой линиями.

В общем, вот трасса 5-й по счёту ветки метро на карте города (с Википедии):

2. Начнём с Комендантского Проспекта (2005), расположенного в огромном районе новостроек.

В далёком прошлом тут находилось землевладение коменданта Петропавловской фортеции, а в 1910-м открылся Комендантский аэродром для только зарождавшейся тогда авиации. В этой связи окрестные улицы имеют названия в авиационной тематике. Жилые дома, впрочем, появились здесь ещё в конце 80-х, и местные жители 20 лет были вынуждены ездить на соседнюю Пионерскую.

В том же духе оформлена и станция:

-2

3. В отделке подземной части применены модные в начале нулевых металлокерамические панели:

-3

4. Простенки украшены мозаичными медальонами:

5.

-5

6. Почти все станции на фиолетовой линии красивые, и Старая Деревня (1999), или Старуха - не исключение. Её особенность - раздельные объёмы кассового и эскалаторного залов:

7. Также в кровле выполнен световой фонарь в форме креста:

-7

8. Общий вид односводчатой станции:

-8

9. Путевая стена украшена розами и фальш-арками:

-9

10. В торце зала - отличная красочная мозаика:

11. Далее - Крестовский Остров (1999) в самом фешенебельном районе Петербурга.

В 1893-1917 годах остров целиком принадлежал князьям Белосельским-Белозерским (их палац на Невском я показывал ранее), а теперь это действительно самая дорогая локация города по цене квадратного метра жилья. Те, кто тут живут, вероятно, вовсе не пользуются метро.

12. В отделке превалирует известняк:

13. На медальонах аллегорически изображены реки в виде греческих богов:

-13

14. Чкаловская (1997) - одна из четырёх станций на Петроградской стороне на углу одноимённого проспекта и Большой Зелениной улицы. Это место появляется в максимально атмосферном фильме «Питер FM”:

15. На наклонном ходе установлены необычные фонари:

-15

16. Валерий Чкалов (1904-1938) был знаменитым лётчиком-испытателем, он совершил известный трансполярный перелёт из СССР в США, а также пролетел под Троицким мостом в Петербурге, так что у станции соответствующее оформление. Внизу у эскалаторов выполнены фонари в виде старинных авиамоторов, а также витраж с Икаром, мифическим древнегреческим прообразом авиаторов XX столетия.

17. На платформе неприятное зелёное освещение:

18. В торце односводчатого зала изображён человек-самолёт:

-18

19. Следующая станция Спортивная (1997) - наверно, самая необычная в системе в конструктивном смысле.

На Спортивной два выхода без капитальных вестибюлей, но между ними протекает Малая Нева (одна из проток дельты Невы), и их соединили траволатором - движущейся пассажирской полосой с небольшим уклоном.

Выход на Васильевский остров открылся в 2015 году перед закрытием Василеостровской на реконструкцию для её частичного дублирования, также он решает проблему пересадки на фиолетовую линию для тех, кто ездит туда на работу или живёт там.

-19

20. Оформление и старого, и нового вестибюлей - на спортивно-олимпийскую тему:

-20

21. Первоначально Олимпийские игры в Древней Греции предполагались как спортивные состязания в честь богов с горы Олимп, знакомых нам с детства по мифам. Вот и панно над эскалаторами напоминает нам о Зевсе и компании:

-21

22. Сам траволатор является по сути обычным наклонным ходом с уклоном 7 градусов:

-22

23. Подземная часть станции двухэтажная, так как тут планировалась кроссплатформенная пересадка, причём на каждом этаже один путь не используется. Этажи соединены эскалаторами, а над путями выполнены массивные люстры:

24. В торце верхнего этажа - "Ода спорту" Пьера Кубертена (1863-1937), инициатора проведения современных Олимпийских игр. Первые прошли в 1896 году в Афинах:

-24

25. Также в междуэтажном перекрытии выполнены круглые отверстия, в которых установлены фонари, символизирующие олимпийские факелы:

-25

26. "Спортивная" сущность локации понемногу сходит на нет: "Зенит" на стадионе "Петровский" (1957-1961) больше не играет. Этот выход на Петроградской стороне появился в 1997 году:

-26

27. Здесь тоже панно с богами, в этот раз они зажигают Олимпийский огонь. Обратите внимание на стильный кессонированный потолок:

-27

28. Внизу у эскалаторов - тоже светильники-факелы:

-28

29. Вид нижнего этажа с ещё одной олимпийской мозаикой:

-29

30. Максимально стильная путевая стена с названием станции:

31. К конструктивным особенностям Спортивной также можно отнести отсутствие привычных лотков между рельсами и закрытые решётками тоннели-заделы на далёкое будущее:

32. Вестибюль Адмиралтейской (2011) обустроен в сталинке (1944-1945) на углу Кирпичного переулка и Малой Морской улицы, в основе которой старинный доходный дом (1913), сейчас это ТЦ. Станция тут была прям нужна, правда, в основном для туристов, желающих осмотреть Дворцовую площу, Адмиралтейство и Эрмитаж.

-32

33. Тематика оформления, думаю, понятна:

-33

34. Это самая глубокая станция в России (86 метров ниже уровня земли), и спуск сюда на двух эскалаторах реально утомляет:

-34

35. На станции несколько мозаичных полотен, вот ещё:

36. Над входом на эскалаторы выполнен витраж с часами:

-36

37. Общий вид подземного зала:

38. Конструкции станции были завершены ещё в 1997 году, и целых 14 лет Адмиралтейская была станцией-призраком.

-38

39. Простенки между колоннами украшены медальонами с известными адмиралами. Конкретно на этом изображён Степан Макаров (1849-1904), командующий эскадрой в проигранной Русско-японской войне (1904-1905):

-39

40. В торце платформы - конечно, Пётр I:

-40

41. Путевая стена украшена корабликом с шпиля Адмиралтейства:

-41

42. Односводчатая Садовая (1991) довольно невзрачна, что не характерно для этой линии:

-42

43. Вестибюля на поверхности у неё тоже нет:

-43

44. В южной части фиолетовой линии с её новейшими станциями сложилась практика встраивания наземного вестибюля в торговый центр, так что фоткать там нечего. К украшению же подземных сооружений отнеслись основательно, многие станции очень красивы. Это безусловно влияние времени, когда шло строительство - благополучные 00-е и 10-е.

Звенигородская (2008) с пересадкой на красную линию - первая в этом ряду. Её украшает мозаичное панно над эскалаторами на тему Семёновского полка, основанного Петром I и квартировавшего неподалёку:

-44

45. В отделке применён красивый зелёный мрамор:

46.

-46

47. Ещё одно панно про военных устроено в торце станции:

-47

48. Необычайно хорош Обводный Канал (2010), его фишка - металлоконструкции тёмно-красного цвета, напоминающие о густой концентрации промышленности вдоль этого водотока:

-48

49. Часть из них явно несут только декоративную функцию как эти фермы:

50. Выглядит станция прямо очень стильно:

51. Путевая стена украшена панорамами дореволюционных видов этого района Петербурга:

52. Бесполезная с точки зрения пассажиропотока Волковская (2008) оформлена в приятном сиреневом цвете:

53. В торце станции - панно, изображающее бывшую деревню Волково с совой:

54. Бухарестская (2012) оформлена, очевидно, в румынском духе. Она находится уже в знаменитом Купчино (аналог московского Выхино, киевской Троещины, кёнигсбергской Сельмы, таллинского Ласнамяэ etc), огромный район советской застройки на несколько сотен тысяч жителей.

Многие улицы тут названы в честь городов "дружественных" для СССР стран, есть ещё, например, Будапештская, Турку, Пловдивская, Белградская, Софийская.

-54

55. Подземный зал сделан со вкусом, особенно по кайфу ленточная красно-оранжево-жёлтая мозаика:

56. Традиционное панно в торце абстрактное, хотя можно было бы изобразить какую-то достопримечательность столицы Румынии:

-56

57. Путевая стена с необычной технической дверью:

-57

58. Следующая станция Международная (2012) оформлена в мифологично-космическом стиле:

59. Хорошо смотрятся колонны, отделанные листами латуни (сплав меди и цинка) "под позолоту":

60. В торце изображён атлант, держащий небо в картине мира древних греков. Слева виден задел под пересадку:

-60

61. Проспект Славы (2019) оформлен в военном стиле, так что оставлю это без комментариев:

-61

62.

-62

63.

-63

64.

65. Но не могу не отметить стильные бенчи:

-65

66. Здесь и на следующей Дунайской наземный вестибюль не встроен в ТЦ, а выполнен в утилитарном стиле (металлический каркас + остекление):

-66

67. В подземном переходе другого выхода устроена экспозиция по поводу петербургских пожарных, сквер, посвящённый им, находится неподалёку:

68. Мозаика над эскалатором - тоже об этих героических людях:

-68

69. Логика названия Дунайской (2019) та же, что и у прилегающих улиц Купчино - страны-сателлиты СССР (чья лояльность держалась только на советских танках) располагались вдоль этой великой реки.

На станции две боковые платформы (как на Зените и Беговой), архитектурное решение отсылает к речной теме:

-69

70. Самое главное украшение - великолепные восьмиугольные витражи с городами, расположенными на берегах Дуная. К сожалению, из-за ограничений по объёму поста на Дзене не могу показать их все - для этого будет отдельная статья. Одним словом, все они очень красивы:

-70

71. И, наконец, последняя станция линии и всего метрополитеновского цикла - Шушары (2019). Она феерически бесполезна, так как располагается очень далеко от самого посёлка с кучей новостроек. Ей пользуются, скорее, жители Колпино, откуда сюда едет несколько басов:

72. Из украшений тут только витраж и фиолетовый цвет металлоконструкций:

-72

73. Конструкция типична для последних станций других линий:

-73

Далее отправимся в Москву - будет несколько статей о нашей столице.

Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.

Спасибо за внимание!