Фиолетовая линия - самая молодая в петербургском метрополитене: большинство её станций построены при России, а значит вне советской борьбы с "архитектурными излишествами". Её северный участок от Садовой до 2009 года находился в составе оранжевой ветки, показанной в предыдущей части.
1. Тогда городские власти умело продемонстрировали возможность найти позитивную статистику в духе пропаганды (см. "отрицательный рост"): рассказывалось об открытии новой линии, хотя по факту были введены только две новых станции (Звенигородская и Волковская), и к ним присоединили половину оранжевой линии.
Также здесь присутствует и главное неудобство системы - отсутствие пересадки между зелёной и фиолетовой линиями.
В общем, вот трасса 5-й по счёту ветки метро на карте города (с Википедии):
2. Начнём с Комендантского Проспекта (2005), расположенного в огромном районе новостроек.
В далёком прошлом тут находилось землевладение коменданта Петропавловской фортеции, а в 1910-м открылся Комендантский аэродром для только зарождавшейся тогда авиации. В этой связи окрестные улицы имеют названия в авиационной тематике. Жилые дома, впрочем, появились здесь ещё в конце 80-х, и местные жители 20 лет были вынуждены ездить на соседнюю Пионерскую.
В том же духе оформлена и станция:
3. В отделке подземной части применены модные в начале нулевых металлокерамические панели:
4. Простенки украшены мозаичными медальонами:
5.
6. Почти все станции на фиолетовой линии красивые, и Старая Деревня (1999), или Старуха - не исключение. Её особенность - раздельные объёмы кассового и эскалаторного залов:
7. Также в кровле выполнен световой фонарь в форме креста:
8. Общий вид односводчатой станции:
9. Путевая стена украшена розами и фальш-арками:
10. В торце зала - отличная красочная мозаика:
11. Далее - Крестовский Остров (1999) в самом фешенебельном районе Петербурга.
В 1893-1917 годах остров целиком принадлежал князьям Белосельским-Белозерским (их палац на Невском я показывал ранее), а теперь это действительно самая дорогая локация города по цене квадратного метра жилья. Те, кто тут живут, вероятно, вовсе не пользуются метро.
12. В отделке превалирует известняк:
13. На медальонах аллегорически изображены реки в виде греческих богов:
14. Чкаловская (1997) - одна из четырёх станций на Петроградской стороне на углу одноимённого проспекта и Большой Зелениной улицы. Это место появляется в максимально атмосферном фильме «Питер FM”:
15. На наклонном ходе установлены необычные фонари:
16. Валерий Чкалов (1904-1938) был знаменитым лётчиком-испытателем, он совершил известный трансполярный перелёт из СССР в США, а также пролетел под Троицким мостом в Петербурге, так что у станции соответствующее оформление. Внизу у эскалаторов выполнены фонари в виде старинных авиамоторов, а также витраж с Икаром, мифическим древнегреческим прообразом авиаторов XX столетия.
17. На платформе неприятное зелёное освещение:
18. В торце односводчатого зала изображён человек-самолёт:
19. Следующая станция Спортивная (1997) - наверно, самая необычная в системе в конструктивном смысле.
На Спортивной два выхода без капитальных вестибюлей, но между ними протекает Малая Нева (одна из проток дельты Невы), и их соединили траволатором - движущейся пассажирской полосой с небольшим уклоном.
Выход на Васильевский остров открылся в 2015 году перед закрытием Василеостровской на реконструкцию для её частичного дублирования, также он решает проблему пересадки на фиолетовую линию для тех, кто ездит туда на работу или живёт там.
20. Оформление и старого, и нового вестибюлей - на спортивно-олимпийскую тему:
21. Первоначально Олимпийские игры в Древней Греции предполагались как спортивные состязания в честь богов с горы Олимп, знакомых нам с детства по мифам. Вот и панно над эскалаторами напоминает нам о Зевсе и компании:
22. Сам траволатор является по сути обычным наклонным ходом с уклоном 7 градусов:
23. Подземная часть станции двухэтажная, так как тут планировалась кроссплатформенная пересадка, причём на каждом этаже один путь не используется. Этажи соединены эскалаторами, а над путями выполнены массивные люстры:
24. В торце верхнего этажа - "Ода спорту" Пьера Кубертена (1863-1937), инициатора проведения современных Олимпийских игр. Первые прошли в 1896 году в Афинах:
25. Также в междуэтажном перекрытии выполнены круглые отверстия, в которых установлены фонари, символизирующие олимпийские факелы:
26. "Спортивная" сущность локации понемногу сходит на нет: "Зенит" на стадионе "Петровский" (1957-1961) больше не играет. Этот выход на Петроградской стороне появился в 1997 году:
27. Здесь тоже панно с богами, в этот раз они зажигают Олимпийский огонь. Обратите внимание на стильный кессонированный потолок:
28. Внизу у эскалаторов - тоже светильники-факелы:
29. Вид нижнего этажа с ещё одной олимпийской мозаикой:
30. Максимально стильная путевая стена с названием станции:
31. К конструктивным особенностям Спортивной также можно отнести отсутствие привычных лотков между рельсами и закрытые решётками тоннели-заделы на далёкое будущее:
32. Вестибюль Адмиралтейской (2011) обустроен в сталинке (1944-1945) на углу Кирпичного переулка и Малой Морской улицы, в основе которой старинный доходный дом (1913), сейчас это ТЦ. Станция тут была прям нужна, правда, в основном для туристов, желающих осмотреть Дворцовую площу, Адмиралтейство и Эрмитаж.
33. Тематика оформления, думаю, понятна:
34. Это самая глубокая станция в России (86 метров ниже уровня земли), и спуск сюда на двух эскалаторах реально утомляет:
35. На станции несколько мозаичных полотен, вот ещё:
36. Над входом на эскалаторы выполнен витраж с часами:
37. Общий вид подземного зала:
38. Конструкции станции были завершены ещё в 1997 году, и целых 14 лет Адмиралтейская была станцией-призраком.
39. Простенки между колоннами украшены медальонами с известными адмиралами. Конкретно на этом изображён Степан Макаров (1849-1904), командующий эскадрой в проигранной Русско-японской войне (1904-1905):
40. В торце платформы - конечно, Пётр I:
41. Путевая стена украшена корабликом с шпиля Адмиралтейства:
42. Односводчатая Садовая (1991) довольно невзрачна, что не характерно для этой линии:
43. Вестибюля на поверхности у неё тоже нет:
44. В южной части фиолетовой линии с её новейшими станциями сложилась практика встраивания наземного вестибюля в торговый центр, так что фоткать там нечего. К украшению же подземных сооружений отнеслись основательно, многие станции очень красивы. Это безусловно влияние времени, когда шло строительство - благополучные 00-е и 10-е.
Звенигородская (2008) с пересадкой на красную линию - первая в этом ряду. Её украшает мозаичное панно над эскалаторами на тему Семёновского полка, основанного Петром I и квартировавшего неподалёку:
45. В отделке применён красивый зелёный мрамор:
46.
47. Ещё одно панно про военных устроено в торце станции:
48. Необычайно хорош Обводный Канал (2010), его фишка - металлоконструкции тёмно-красного цвета, напоминающие о густой концентрации промышленности вдоль этого водотока:
49. Часть из них явно несут только декоративную функцию как эти фермы:
50. Выглядит станция прямо очень стильно:
51. Путевая стена украшена панорамами дореволюционных видов этого района Петербурга:
52. Бесполезная с точки зрения пассажиропотока Волковская (2008) оформлена в приятном сиреневом цвете:
53. В торце станции - панно, изображающее бывшую деревню Волково с совой:
54. Бухарестская (2012) оформлена, очевидно, в румынском духе. Она находится уже в знаменитом Купчино (аналог московского Выхино, киевской Троещины, кёнигсбергской Сельмы, таллинского Ласнамяэ etc), огромный район советской застройки на несколько сотен тысяч жителей.
Многие улицы тут названы в честь городов "дружественных" для СССР стран, есть ещё, например, Будапештская, Турку, Пловдивская, Белградская, Софийская.
55. Подземный зал сделан со вкусом, особенно по кайфу ленточная красно-оранжево-жёлтая мозаика:
56. Традиционное панно в торце абстрактное, хотя можно было бы изобразить какую-то достопримечательность столицы Румынии:
57. Путевая стена с необычной технической дверью:
58. Следующая станция Международная (2012) оформлена в мифологично-космическом стиле:
59. Хорошо смотрятся колонны, отделанные листами латуни (сплав меди и цинка) "под позолоту":
60. В торце изображён атлант, держащий небо в картине мира древних греков. Слева виден задел под пересадку:
61. Проспект Славы (2019) оформлен в военном стиле, так что оставлю это без комментариев:
62.
63.
64.
65. Но не могу не отметить стильные бенчи:
66. Здесь и на следующей Дунайской наземный вестибюль не встроен в ТЦ, а выполнен в утилитарном стиле (металлический каркас + остекление):
67. В подземном переходе другого выхода устроена экспозиция по поводу петербургских пожарных, сквер, посвящённый им, находится неподалёку:
68. Мозаика над эскалатором - тоже об этих героических людях:
69. Логика названия Дунайской (2019) та же, что и у прилегающих улиц Купчино - страны-сателлиты СССР (чья лояльность держалась только на советских танках) располагались вдоль этой великой реки.
На станции две боковые платформы (как на Зените и Беговой), архитектурное решение отсылает к речной теме:
70. Самое главное украшение - великолепные восьмиугольные витражи с городами, расположенными на берегах Дуная. К сожалению, из-за ограничений по объёму поста на Дзене не могу показать их все - для этого будет отдельная статья. Одним словом, все они очень красивы:
71. И, наконец, последняя станция линии и всего метрополитеновского цикла - Шушары (2019). Она феерически бесполезна, так как располагается очень далеко от самого посёлка с кучей новостроек. Ей пользуются, скорее, жители Колпино, откуда сюда едет несколько басов:
72. Из украшений тут только витраж и фиолетовый цвет металлоконструкций:
73. Конструкция типична для последних станций других линий:
Далее отправимся в Москву - будет несколько статей о нашей столице.
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше.
Спасибо за внимание!