В Петербурге все более туманными стали перспективы открытия одной из самых важных станций метро в центре города - "Театральной", расположенной у всемирно известного Мариинского театра. После пуска в конце 2024 года перегона "Спасская" - "Горный институт" на четвертой линии, поезда проходят недостроенную станцию без остановки. Завершение ее строительства ожидается не раньше 2030 года. Сегодня поговорим о том, почему этот срок маловероятен, а также что и кто на самом деле мешает достройке станции.
Москвичи воспринимают как должное, что практически в любой театр в городе можно добраться на метро. Станция у Большого театра "Охотный ряд" была открыта в составе первой линии столичной подземки в 1935 году. Один из вестибюлей ведет непосредственно на площадь перед театром, а уже в 1938 году здесь появилось еще две пересадочные станции "Площадь Свердлова" (сейчас "Театральная") и "Площадь Революции". А вот главная театральная сцена Петербурга, несмотря на расположение в центре города, до сих пор находится не в пешей доступности от метро.
Впервые о строительстве станции подземки около легендарного Мариинского театра заговорили в 1980-е. Только в 2010-х началось проектирование, с 2014 года стартовали работы по выносу инженерных сетей для стройплощадки будущей станции "Театральная".
Оформить ее планировалось очень нарядно, убранство должно было перекликаться с театром. Например, путевые стены архитекторы предложили украсить зеркальными панелями. Таким образом, боковые пролеты напоминали бы репетиционные балетные залы. Вот, взгляните.
Сроки пуска станции многократно сдвигались. Впрочем, для Петербурга это обычное дело. И все-таки долгое время "Театральная" была в числе приоритетных и значилась на схемах метро как строящаяся и готовящаяся к открытию. Вот как она была отмечена.
По планам начала 2020-х, станцию планировалось открыть в 2024 году вместе со следующей на линии - "Горный институт". В конце декабря прошлого года "Горный институт" открылся.
А вот как изменилась схема петербургской подземки. "Театральная" вообще исчезла со схемы. Вот, посмотрите, на перегоне между "Спасской" и "Горным институтом" - просто линия без промежуточных станций.
Как выяснилось, "Театральная" построена в конструкциях, продолжаются отделочные работы, но станция не откроется в ближайшие годы, поскольку у нее нет выхода на поверхность. Он попросту не построен. Вот как объяснил ситуацию губернатор города Александр Беглов на прямой линии:
— Мы построили очень красивую станцию — «Театральная», но из неё не будет выхода к Мариинскому театру, как это было сделано в Москве у Большого театра. Известные, но не компетентные в вопросах строительства люди заняли неконструктивную позицию. В итоге пользоваться станцией метро «Театральная» мы не сможем как минимум три года. Просто мы сначала должны получить землю, чтобы начать проектирование и сделать выход, а для этого нам нужно пробить еще один тоннель на глубине 60 метров, — уточнил губернатор.
Что это за "известные, но некомпетентные в вопросах строительства" люди, губернатор не уточнил. Но петербуржцы и так считали. Намек, конечно, был на всемирно известного дирижера и руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева, который ранее без всяких намеков, прямым текстом, выступил против строительства "Театральной" около своего театра.
— У нас каждый день дрожит здание. Причём это такая крупная дрожь, которая в полной мере ощущается на верхней репетиционной сцене. И это ни у кого не вызывает чувства уверенности, — заявил маэстро.
Гергиев многократно резко критиковал строительство станции метро под театром, ссылаясь на угрозу обрушения и шум.
Стоит отметить, что опасения маэстро не лишены оснований. Например, в Москве при строительстве первой линии метро перегон между станциями "Арбатская" и "Смоленская" прошел под театром имени Вахтангова. В результате даже в наши дни во время спектаклей, когда актеры на сцене держат паузу, в зале вместо тишины зрители ощущают "тук-тук, тук-тук" от поезда метро, который идет под театром.
А в Пушкинском музее дребезжали картины импрессионистов, когда под зданием разгонялись составы на Сокольнической линии. Звуки подземки в этом храме искусств можно услышать и сейчас. Правда, в последние годы в Москве нашли списоб снизить нежелательную вибрацию. Подробнее о влиянии метро на городскую среду в разных мегаполисах можно прочитать здесь.
В результате Петербург отказался от идеи соорудить выход со станции "Театральная" на площади около Мариинского театра. Не приняли во внимание и результаты голосования среди горожан по выбору расположения выхода со станции, которое проводил в соцсетях Комитет по развитию транспортной инфраструктуры города. На нем решение было в пользу площади перед театром.
Сейчас рассматривается вариант на пересечении улицы Декабристов и Лермонтовского проспекта на расстоянии 700 м от театра. Но для этого нужно договориться с частным лицом о выкупе участка и сносе принадлежащего ему здания. Лицо пока отказывается.
Проблемы со строительством выхода со станции в исторической части города в Петербурге не в первый раз. Ранее по этой причине в течение 14 лет (с 1997 по 2011 гг) была недоступна для пассажиров станция "Адмиралтейская" в непосредственной близости от Невского проспекта. Поезда также проходили ее без остановки.
Недостроенная станция "Театральная" расположена на глубине 53 метра. Станций глубокого заложения в северной столице большинство. Недаром петербургскую подземку называют самой глубокой в мире. А самым глубоким в России за пределами столиц стал Екатеринбургский метрополитен. И там есть станция, которая должна стать самой шикарной в подземке. А тоже стала призраком. Подробности:
А как вы считаете, нужно ли достраивать станцию "Театральная" в Петербурге или важнее, чтобы артисты могли работать в тишине?
Поделитесь, в комментариях!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Новые материалы также удобно читать в моём телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel