Найти в Дзене

Самая безлюдная станция метро в России: интересное оформление и драматичная история

Сколько восклицают по поводу строительства метро в полях в Новой Москве, а пальму первенства как самая безлюдная станция метро в России держит станция подземки, сооруженная еще в советское время. Она обслуживает немногим более 2 тысяч человек в день. Для метро это очень мало. Открылось это выдающееся сооружение 26 декабря далекого уже 1987 года. Знакомьтесь: станция метро "Кировская" в Самаре. Сегодня прогуляемся по самой пустынной платформе подземки в стране и узнаем чем еще она уникальна.

Станция метро "Кировская" в Самаре. Фото: Михаил Щербаков
Станция метро "Кировская" в Самаре. Фото: Михаил Щербаков

Станция "Кировская" приняла пассажиров в первый день работы Куйбышевского метро - накануне нового 1988 года. 12-й по счету метрополитен в СССР строился с большим трудом. Соорудить всю первую линию сразу не смогли. Поэтому, чтобы отчитаться, открыли только четыре станции на окраине Куйбышева (так тогда называлась Самара).

Название станции на путевой стене. Фото: Михаил Щербаков
Название станции на путевой стене. Фото: Михаил Щербаков

"Кировская" - одна из этих четырех станций. Расположена в промзоне у проспекта Кирова, по названию которого и дали имя метровокзалу.

Проект был грандиозный. "Кировская" стала единственной станцией метро в Куйбышеве, для которой был построен наземный вестибюль. Он предназначался как раз для обслуживания рабочих заводов, чтобы, как говорили тогда, "люди труда" чувствовали на себе заботу партии и правительства. На эскалаторах счастливые рабочие должны были дважды в день вспоминать добрым словом тех, кто о них позаботился.

Наземный вестибюль станции "Кировская" в Самаре. Фото:самара.инфо
Наземный вестибюль станции "Кировская" в Самаре. Фото:самара.инфо

Второй выход станции метро вел в подземный переход в сторону железной дороги - неподалеку находится жд станция Пятилетка. Со временем планировалось приблизить жд платформу к нему и создать здесь большой пересадочный узел. Наподобие тех, что сейчас в³о множестве строятся в Москве.

Второй выход со станции "Кировская". Фото: Михаил Щербаков
Второй выход со станции "Кировская". Фото: Михаил Щербаков

В обшем "Кировская" имела все шансы стать одной из самых загруженных станций в городе.

Эскалаторы на станции "Кировская" в Самаре. Фото: Михаил Щербаков
Эскалаторы на станции "Кировская" в Самаре. Фото: Михаил Щербаков

С точки зрения оформления тоже не скупились. Односводчатая станция украшена двумя панно в стиле позднего советского модернизма. И конечно, в отделке много натурального камня.

Одно из панно на станции"Кировская". Фото: Михаил Щербаков
Одно из панно на станции"Кировская". Фото: Михаил Щербаков

Однако уже через пару-тройку лет наслаждаться этой красотой стало некому. Как и большинство советских метрополитенов, подземка в Куйбышеве была спроектирована так, чтобы связать промзону, спальные районы и центр.

В 1991 году с развалом Союза остановились многие предприятия, в том числе и те, ради которых была возведена "Кировская". Пересадочный узел с железной дорогой так и не построили, и вокруг станции главным объектом стал рынок. Но и его обитатели не торопились пользоваться метро. Оно за 30 лет приблизилось, но так и не дошло до центра города, а наземного транспорта, которым можно куда угодно добраться без пересадки, в этом районе достаточно.

Так недостроенный Самарский метрополитен оказался в аутсайдерах по пассажиропотоку среди подземок России, а станция "Кировская" с 2 тысячами пассажиров в сутки стала самой безлюдной не только в Самаре, но и в стране.

Поезд на станции "Кировская" в Самаре. Фото: Михаил Щербаков
Поезд на станции "Кировская" в Самаре. Фото: Михаил Щербаков

За почти 40 лет работы станцию ни раз частично консервировали. Так, в течение 15 лет вообще не работал тот самый уникальный наземный вестибюль. Одно время в нем даже располагался торговый центр. И только в 2015 году после обновления эскалаторов он снова принял немногочисленных пассажиров. И сейчас они могут полюбоваться красивым белым куполом, выезжая на эскалаторе на поверхность.

Таким был наземный вестибюль псле открытия метро в 1988 году. Фото: Самарский метрополитен
Таким был наземный вестибюль псле открытия метро в 1988 году. Фото: Самарский метрополитен

Зато опять закрыли второй вестибюль в сторону железной дороги. В 1990-е его одно время даже использовали как склад для рынка.

Станция "Кировская" на карте Самары. Яндес.карты
Станция "Кировская" на карте Самары. Яндес.карты

Теперь вроде обещают со временем отремонтировать и открыть.

К сожалению, непростая судьба самарского метро и перипетии, в которые оно попало вместе со страной, дали повод говорить о бессмысленности строительства метро в регионах. Это уже привело к тому, что многие города-миллионники задыхаются в пробках хуже московских.

Свердловский-Екатеринбургский метрополитен стал следующим после Куйбышевского и последним, открытым в СССР. Поначалу пустили всего три станции, но позднее уральская подземка вышла на 4 место по пассажиропотоку среди метрополитенов России. Почему метро в столице Урала украшала рок-звезда? Кто и зачем прорыл частный выход на одну из станций? Как на месте запланированного "железного Феликса" в подземке появился обнаженный атлет? Подробности здесь:

Все тайны метро в одной книге
Коллекция впечатлений3 июля 2023

А как вы думаете: нужно строить метро а регионах?

Поделитесь в комментариях!

Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал!

"Коллекцию впечатлений" также удобно читать в телеграме: https://t.me/Zhestkov_Travel