Если для Москвы открытие новых станций и даже линий метро стало привычным событием, то для Петербурга каждая станция подземки - словно первая. 27 декабря 2024 года в северной столице открылась станция "Горный институт" - первая за пять лет. Чем она уникальна? Почему ее пуск так долго ждали? Почему открытие всего одной станции способно изменить транспортную ситуацию в исторической части города? И что ждет питерское метро дальше? Об этом пойдет речь сегодня.
Станцию "Горный институт" начали строить десять дет назад - в 2014 году и планировали открыть к чемпионату мира по футболу в 2018-м. Однако планы остались только на бумаге. В дальнейшем сроки многократно переносили. И вот за несколько дней до нового 2025 года станция все-таки приняла пассажиров.
Уникальной особенностью новой станции стало то, что для входа и выхода пассажиров на ней используются разные павильоны. В России подобная практика есть только в Москве и на одной станции метро - "Саларьево".
Кстати, в Петербурге в настоящее время нет вуза с названием "Горный институт". Это высшее учебное заведение давно преобразовано в университет. Правда, само историческое здание, объявленное объектом культурного наследия, сохраняет прежнее название. Так что имя новой станции в этом смысле все-таки является актуальным.
Стоит правда упомянуть, что выход со станции, ведущий непосредственно к легендарному учебному заведению пока остался не построенным, открыли только северный вестибюль, ведущий на Большой Проспект Васильевского острова.
Петербургское метро часто называют самым глубоким в мире из-за большого количества станций глубокого заложения. "Горный институт" - из их числа. Глубина залегания - 71 м.
Новая станция - пилонного типа, трехсводчатая. Вся в натуральном камне. С флорентийскими мозаиками. Дорого-богато.
Почему же пуск "Горного института" стал таким важным событием для Петербурга? Все дело в расположении станции. В исторической части на Васильевском острове. На Ваське, как здесь говорят. Вот посмотрите, как она выглядит на схеме.
Васильевский остров - потому и остров, что со всех сторон отделен от других частей города водными преградами. Для него актуальны все типично петербургские проблемы про "мосты развели" в навигацию и про мучительные пробки на немногочисленных мостах в часы пик. При этом в столь значительной части города, непосредственно примыкающей к району Дворцовой площади, многие десятилетия была всего одна станция метро - "Василеостровская". И "Приморская" - на соседнем острове Декабристов.
Первая была открыта еще в 1967 году и является самой загруженной на всей Третьей линии питерского метро и одной из самых переполненных во всей подземке. Ежемесячно она принимает полтора миллиона человек.
Взгляните, что творится здесь в часы пик. Чтобы только подойти к станции, пассажирам приходится отстоять очередь.
Ресурс "Василеостровской" и всей Третьей линии на этом направлении давно исчерпан. Дело в её конструктивных особенностях. Ведь станция рассчитана на прием только шестивагонных поездов. Увеличить число вагонов, как это сделали на старых линиях в Москве, здесь невозможно. "Василеостровская", как и ряд других станций на этой линии построены по типу "горизонтальный лифт", который экспериментально использовался в Ленинграде в 1960-е. То есть поезда высаживают и принимают пассажиров непосредственно через платформенные двери, число которых ограничено первоначальным проектом.
Чтобы хоть как-то перераспределить пассажиропотоки и разгрузить многострадальную станцию, в 2015 году под Малой Невкой провели 300-метровый пассажирский тоннель от станции "Спортивная", который позволил части пассажиров с Васильевского острова пользоваться соседней линией, проходящей по Петроградской стороне. Однако глобально ситуацию это не спасло.
Другое дело - станция "Горный институт". Тут на нее возлагаются большие надежды. Пока она конечная. Составы будут подходить к платформе пустыми. Станция сможет обслуживать до 100 тыс. пассажиров в день.
Вообще-то в составе нового участка должны были открыть две станции. "Театральная", расположенная у знаменитого Мариинского театра, так и осталась недоделанной. В результате перегон от "Спасской" до "Горного института" превышает 3,6 км.
И дело даже не в отсутствии денег. Дирекция театра выступила против строительства наземного вестибюля по соседству, ссылаясь что театр "дрожит". Так что зрители еще не скоро смогут ездить на премьеры на метро. Минимум - через три года.
Своя станция-призрак есть и в Екатеринбурге. Как роскошь превратилась в фантом? Почему столица Урала стала единственным региональным центром, где стали строить метро глубокого заложения? Есть здесь и своя "петербургская" станция, построенная по уникальной технологии, придуманной в северной столице:
И напоследок анекдот.
Жителя Петербурга спрашивают: открытие какой станции метро вы ждете?
-Я жду когда московское метро до меня дойдет. Это будет быстрее.
Вы все-таки еще ждете "Театральную"? Или есть направления поважнее?
Петербуржцы, поделитесь в комментариях!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Новые материалы также удобно читать в моём телеграм-канале: https://t.me/Zhestkov_Travel