Не нужно быть татарином или башкиром, чтобы знать: эчпочмак - это такой треугольный пирожок с начинкой из картофеля, мяса и лука.
Кстати, с татарского (өчпочмак) и башкирского (өсбосмаҡ) - он так и переводится - «треугольник».
А вот все ли те знают, что у евреев тоже есть свои собственные эчпочмаки, которые тоже треугольные, хотя и отличаются по содержанию?
Называется это блюдо "хоменташ" (варианты - хаманташ, хументаш, гументаш, гоменташ), а переводится как "мешочек Амана". Хотя есть и ещё одно название - УШИ АМАНА (אוזני המן). Вместо мяса, картошки и лука там мак или повидло.
Рассказывают, что это блюдо было очень популярно у немецких евреев, и называлось Mohntaschen - "маковый карман". Причём готовили его без привязки к какому-либо празднику, а когда захочется. Но потом решили-таки привязать карман к Пуриму, а поскольку в истории праздника фигурировал персидский царедворец Аман, переназвали треугольники в УШИ АМАНА - «Haman-taschen».
Какая же взаимосвязь между треугольником, ушами, карманом, Пуримом и Аманом?
Пурим - праздник, отмечаемый евреями всего мира в память чудесного спасения их предков от гибели в Персии. В Книге Есфирь Ветхого Завета рассказывается о девице по имени Эсфирь, она же Есфирь, она же Эстер, воспитаннице и племянницей некого еврея по имени Мордехай, который когда-то спас царя Персидской империи Артаксеркса (Ахашвероша) от смерти.
Спустя некоторое время царь поссорился со своей строптивой и непослушной женой по имени Астинь (Вашти), и решил выгнать её из дворца. А поскольку жена ему всё-таки была нужна, но другая, хорошая, объявил кастинг, пригласив самых красивых девушек своих владений. На этом конкурсе победила, по странному стечению обстоятельств, та самая Эсфирь. Но она была так прекрасна, что даже когда призналась царю в своём происхождении, тот решил не возмущаться, а оставить всё, как есть.
Однако это сильно не понравилось одному придворному по имени Аман-амаликитянин. Потому что ненавистный ему еврей Мордехай, став родственником самого Артаксеркса, теперь имел полное право не склонять перед ним, Аманом, головы. И глубоко оскорблённый перс сумел уговорить царя устроить Холокост, искоренив весь иудейский народ, до последнего.
Как написано в Ветхом Завете, «И посланы были письма через гонцов во все области царя, чтобы убить, погубить и истребить всех Иудеев, малого и старого, детей и женщин в один день, в тринадцатый день двенадцатого месяца, то есть месяца Адара, и имение их разграбить».
Мордехай, поняв, что его сейчас тоже будут убивать, срочно попросил племянницу замолвить словечко за евреев. И Эсфирь, несмотря на печальную судьбу её предшественницы, осмелилась не просто прийти в мужу без приглашения, а стала убеждать его не геноцидить население, даже если оно богоизбранное. Заодно намекнула, кто за всем этим стоит.
Похоже, Артаксеркс был человеком вспыльчивым, но податливым, поэтому он согласился отозвать свой указ, а чтобы зря гнев не пропадал, приказал повесить Амана, причём на той же самой виселице, которую тот приготовил для Мордехая.
Более того, Артаксеркс пошёл ещё дальше, и издал ещё один указ, согласно которому евреи получали право защищаться, если кто-то захочет их искоренить. Добрейшей души человек! Правда, в результате несуразицы, вызванной нестыковкой этих двух распоряжений, погибло порядка 76 000 человек, причём из числа персов, включая 10 сыновей Амана. Но - чего не сделаешь ради любимой супруги.
А евреи с тех пор отмечают Пурим (где-то примерно в марте, в районе Международного дня Эсфири женщин), празднуя чудо спасения от истребления. Кто-то может сказать, что это победобесие, мол, сколько с тех пор прошло лет, веков, тысячелетий, пора бы уж забыть, не надо ворошить прошлое и гордиться подвигами предков, надо строить настоящее и будущее! Но - вы не понимаете, это другое.
Да, чуть не забыл. Есть версия, что перед тем как повесить Амана, его пытали и отрезали ему уши. Ну, как минимум уши, ведь "кошелёк Амана" и "мешок Амана" можно истолковать как "мошонка Амана", а в те времена калечить преступников было делом богоугодным. Но уши чисто визуально более похожи на треугольники-эчпочмаки. Тем более, у них есть что-то там внутри, чёрное.
Съесть такое блюдо - всё равно что употребить в пищу печень своего врага, обретя его силу, а все остальные нехорошие качества трансформировать в продукт вторичный.
Впрочем, есть и другие версии. Например, некоторые связывают форму хоменташей с треугольной шапочкой Амана (уж не отсюда ли берётся треуголка?). А другие и вовсе считают, что цифра 3 напоминает о количестве патриархов, вступившихся за Эсфирь. Вполне допускаю, что тут зашифровано и какое-то тригонометрическое послание.
Если вы еврей, вас не надо учить тому, как готовить УШИ АМАНА, вы и так это знаете. А если нет, записывайте.
Вам понадобятся следующие продукты:
- 1 стакан муки
- 3 ст. л. сахара
- 200 г сливочного масла
- 50 г нарубленных грецких орехов
- 3 яйца
Для начинки:
- 3/4 стакана мака
- 1/2 стакана воды
- 6 ст. л. сахара
- 3 ст. л. меда
- 2 ст. л. маргарина
- 1/3 стакана нарубленных грецких орехов
(К маку можно добавить мед, изюм, инжир, финики, орехи, а ещё хоменташи можно фаршировать повидлом или сыром.)
Далее следуем такому алгоритму.
Маргарин растереть с сахаром и 2 яйцами. Добавить муку и замесить тесто. Вмешать в него орехи.
Смешать мак, воду, сахар и мед в кастрюльке. Довести до кипения. Варить на медленном огне, помешивая, 15 минут. Смесь должна стать густой. Добавить сливочное масло. Снять с огня и положить грецкие орехи. Закрыть крышкой и поставить на 1 час в холодильник.
Смазать растительным маслом 2 противня. Тесто разрезать на 4 части. Раскатать тесто в тонкий пласт (толщина 3 мм).
Тесто разрезать на круги, в середину каждого круга положить начинку. Защипните круг, сформировав его в виде треугольной лодочки, в центре которой начинка.
Разложите печенья на противне. Уберите в холодильник на час.
Смажьте пирожки яйцом и выпекайте при 180 градусах 15 минут. Потом остудите.
К слову, на Пурим полагается напиться. Но не водки, а вина, и не абы какого, а кошерного. Так что - смотрите, не перепутайте!
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!