Найти в Дзене
Советская авиация

C-11: КОГДА ЧЕХИ КОПИРОВАЛИ У НАС САМОЛЁТЫ

В одной из прошлых статей про Як-11 я упомянул, что этот учебно-тренировочный самолёт по лицензии производили в Чехословакии под обозначением C-11. С 1952 по 1956 год было построено 707 таких самолетов.

Подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров!

Что интересно, многие из сохранившихся C-11 до сих пор «на крыле».

Rainer Mueller
Rainer Mueller

А некоторые даже переделаны в некое подобие Як-3.


Alan Wilson
Alan Wilson

Но сегодня речь об одном конкретном C-11, который волею судеб оказался в монинском музее ВВС. Самолёт C-11 с зав.н. 172428 построен по советской лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице 3 октября 1956 года и передан ВВС ЧССР. Эксплуатировался в 3 УАП или 32 ШАП в Тренчине с бортовым номером 2428.

aviaforum.ru/threads/reestr-jak-11.35726/page-4
aviaforum.ru/threads/reestr-jak-11.35726/page-4

После исключения из состава ВВС был передан в Svazarm (Союз содействия армии — чехословацкий аналог ДОСААФ), где 25 августа 1964 года получил регистрационный код OK-KIO.

Млада-Болеслав. aviaforum.ru/threads/reestr-jak-11.35726/page-4
Млада-Болеслав. aviaforum.ru/threads/reestr-jak-11.35726/page-4

Входил в состав пилотажной группы аэроклуба г. Млада-Болеслав («Болеславская четверка»), где его пилотировал Антонин Дитрих (по другим источникам Яромир Капрас).

Letectvi+Kosmonautika 1965-25
Letectvi+Kosmonautika 1965-25

Принимал участие в показательных выступлениях в различных городах Чехословакии и других стран.

Млада-Болеслав. aviaforum.ru/threads/reestr-jak-11.35726/page-4
Млада-Болеслав. aviaforum.ru/threads/reestr-jak-11.35726/page-4

В июне 1977 года пилот Тонда Дитрих (Tonda Dytrych) перегнал самолёт из Чехословакии через Львов в Киев для участия в показательных полётах.

Киев. aviaforum.ru/threads/reestr-jak-11.35726/page-4
Киев. aviaforum.ru/threads/reestr-jak-11.35726/page-4

Сохранилась уникальная кинохроника подготовки и вылета самолёта из ЧССР. Особенно обратите внимание на светлый костюм, который Тонда берёт с собой в самолёт.

19 июня 1977 года в Киеве C-11 был торжественно передан в дар ДОСААФ СССР в честь 60-летия Октябрьской революции. Второй справа, в том самом светлом костюме — лётчик Тонда Дитрих. Крайний справа — Ярда Ракос (Jarda Rákos), ещё один пилот из «Болеславской четверки».

Киев. Архив музея Задорожного
Киев. Архив музея Задорожного

На левом борту была нанесена дарственная надпись золотыми буквами: "SVAZARM DOSAAFU K 60. VÝROČÍ VŘSR".

Владимир Тараканов
Владимир Тараканов

Спустя короткое время самолёт был передан в экспозицию музея ВВС в Монино. Там он разместился в ангаре № 7, где в 1990-е годы была создана экспозиция «Спортивные самолёты». Просуществовала она недолго и была закрыта из-за аварийного состояния ангара. Но самолёты продолжили храниться там же, просто перестали пускать посетителей. Экспонатами никто не занимался.

В сентябре 2010 года волонтёры выкатили самолёт на улицу и помыли.

Просто сравните, какой он был до помывки:

В ноябре 2011 года самолёт был покрашен силами ЛИиДБ ОКБ им. А.С. Яковлева на спонсорский грант «Рособоронэкспорта», приуроченный к столетию ВВС России. Была восстановлена и дарственная надпись.

А потом волонтёры укатили самолёт на открытую стоянку музея.

Евгений Овсянников
Евгений Овсянников

Благодаря этому посетители смогли впервые за много лет увидеть самолёт.

В конце сентября самолёт вернулся на хранение.

Спустя два года C-11 снова выставлялся там же в линейке самолётов ОКБ Яковлева от Як-18 до Як-130.

-18

22 ноября 2014 года самолёт вернулся на хранение в свой «домашний» ангар.

Там он находится и ныне.

В настоящее время ангар № 7 закрыт на ремонт, по окончании которого внутри должна открыться экспозиция лёгких, учебных и спортивных самолётов. Тогда C-11 может снова стать доступным для обычных посетителей музея.

А я покажу вам редкие фотографии прекрасно сохранившихся кабин этого самолёта, которые простые посетители вряд ли увидят даже после открытия ангара № 7. Вот так выглядит приборная доска курсанта в передней кабине:

-21

А вот так — кабина инструктора, расположенная позади. Сохранность кабин достаточно высокая.

-22

Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:

История экспонатов музея ВВС в Монино | Советская авиация | Дзен

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!