В одной из прошлых статей про Як-11 я упомянул, что этот учебно-тренировочный самолёт по лицензии производили в Чехословакии под обозначением C-11. С 1952 по 1956 год было построено 707 таких самолетов.
Подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров!
Что интересно, многие из сохранившихся C-11 до сих пор «на крыле».
А некоторые даже переделаны в некое подобие Як-3.
Но сегодня речь об одном конкретном C-11, который волею судеб оказался в монинском музее ВВС. Самолёт C-11 с зав.н. 172428 построен по советской лицензии на чехословацком предприятии Let в Куновице 3 октября 1956 года и передан ВВС ЧССР. Эксплуатировался в 3 УАП или 32 ШАП в Тренчине с бортовым номером 2428.
После исключения из состава ВВС был передан в Svazarm (Союз содействия армии — чехословацкий аналог ДОСААФ), где 25 августа 1964 года получил регистрационный код OK-KIO.
Входил в состав пилотажной группы аэроклуба г. Млада-Болеслав («Болеславская четверка»), где его пилотировал Антонин Дитрих (по другим источникам Яромир Капрас).
Принимал участие в показательных выступлениях в различных городах Чехословакии и других стран.
В июне 1977 года пилот Тонда Дитрих (Tonda Dytrych) перегнал самолёт из Чехословакии через Львов в Киев для участия в показательных полётах.
Сохранилась уникальная кинохроника подготовки и вылета самолёта из ЧССР. Особенно обратите внимание на светлый костюм, который Тонда берёт с собой в самолёт.
19 июня 1977 года в Киеве C-11 был торжественно передан в дар ДОСААФ СССР в честь 60-летия Октябрьской революции. Второй справа, в том самом светлом костюме — лётчик Тонда Дитрих. Крайний справа — Ярда Ракос (Jarda Rákos), ещё один пилот из «Болеславской четверки».
На левом борту была нанесена дарственная надпись золотыми буквами: "SVAZARM DOSAAFU K 60. VÝROČÍ VŘSR".
Спустя короткое время самолёт был передан в экспозицию музея ВВС в Монино. Там он разместился в ангаре № 7, где в 1990-е годы была создана экспозиция «Спортивные самолёты». Просуществовала она недолго и была закрыта из-за аварийного состояния ангара. Но самолёты продолжили храниться там же, просто перестали пускать посетителей. Экспонатами никто не занимался.
В сентябре 2010 года волонтёры выкатили самолёт на улицу и помыли.
Просто сравните, какой он был до помывки:
В ноябре 2011 года самолёт был покрашен силами ЛИиДБ ОКБ им. А.С. Яковлева на спонсорский грант «Рособоронэкспорта», приуроченный к столетию ВВС России. Была восстановлена и дарственная надпись.
А потом волонтёры укатили самолёт на открытую стоянку музея.
Благодаря этому посетители смогли впервые за много лет увидеть самолёт.
В конце сентября самолёт вернулся на хранение.
Спустя два года C-11 снова выставлялся там же в линейке самолётов ОКБ Яковлева от Як-18 до Як-130.
22 ноября 2014 года самолёт вернулся на хранение в свой «домашний» ангар.
Там он находится и ныне.
В настоящее время ангар № 7 закрыт на ремонт, по окончании которого внутри должна открыться экспозиция лёгких, учебных и спортивных самолётов. Тогда C-11 может снова стать доступным для обычных посетителей музея.
А я покажу вам редкие фотографии прекрасно сохранившихся кабин этого самолёта, которые простые посетители вряд ли увидят даже после открытия ангара № 7. Вот так выглядит приборная доска курсанта в передней кабине:
А вот так — кабина инструктора, расположенная позади. Сохранность кабин достаточно высокая.
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!