Советская авиация
23,2 тыс
подписчиков
История авиации, путешествия, заброшенные объекты, музеи...…
ЯК-25: ГРОЗА ВОЗДУШНЫХ ШАРОВ
Як-25 — двухместный истребитель-перехватчик, разработанный ОКБ А.С. Яковлева в конце 1940-х годов для защиты протяжённых границ СССР. Первый полёт состоялся 19 июня 1952 года, а после успешных заводских и государственных испытаний самолёт был запущен в серию. Як-25 поступил в войска в конце 1954 года и активно использовался для сопровождения разведывательных самолётов НАТО и перехвата нарушителей границ. Несмотря на устаревание в начале 1960-х годов с развитием сверхзвуковой авиации, Як-25 выигрывал...
ЯК-24: ТРИЖДЫ СГНИВШИЙ ВЕРТОЛЁТ
В прошлый раз я рассказывал об американском вертолёте продольной схемы, CH-21 (V.44C), который был закуплен СССР для изучения в 1960 году. Но на тот момент в СССР уже во всю летал собственный вертолёт аналогичной компоновки. Як-24 — разработанный КБ А.С. Яковлева первый в СССР тяжёлый вертолёт продольной схемы. Вертолёт был создан в рекордно короткие сроки. Задание от правительства было получено 5 октября 1951 года, а уже 3 июля 1952 года состоялся первый полёт. Конструктивно вся несущая система: лопасти, главные редукторы и силовая установка были взяты от вертолёта Ми-4...
VERTOL 44C: МЫТАРСТВА АМЕРИКАНЦА В РОССИИ
Военно-транспортный вертолёт Piasecki CH-21 Work Horse/Shawnee разработан американской компанией «Пясецкий Геликоптер» в 1949-1952 годах по заказу ВВС США. Вертолёт имел продольную схему расположения винтов и за свою характерную форму получил прозвище «летающий банан». Первый полёт совершил 11 апреля 1952 года. Серийное производство начато в 1953 году, всего было построено 707 вертолётов различных модификаций. Они успели поучаствовать в войнах в Алжире и во Вьетнаме, пока не были сняты с вооружения в 1967 году...
ЯК-23: РЕАКТИВНЫЙ АНАХРОНИЗМ
В 1947 году СССР закупил в Великобритании для копирования авиадвигатель Rolls-Royce Derwent V, и авиаконструкторам была поставлена задача создания истребителей с этим двигателем. ОКБ Яковлева представило самолёт Як-25 классической фюзеляжной схемы, но в инициативном порядке разработало Як-23, который имел реданную схему и являлся развитием истребителя Як-17, который, в свою очередь, был основан на конструкции поршневого Як-3. Вот такой вот «анахронизм» в тот момент, когда уже готовились к первым полётам МиГ-15 и Ла-15, созданные по той же схеме, что и Як-25...
ЯК-18У: НЕИЗВЕСТНЫЙ САМОЛЁТ ГАГАРИНА
В одной из прошлых статей я рассказывал про самолёт Як-18. Там было подробно рассказано про историю создания базовой машины. А сегодняшний рассказ — про первую серийную модификацию с носовым колесом — Як-18У. Она не так широко известна, как Як-18А или Як-18ПМ, поскольку стала промежуточной между Як-18 и Як-18А. Сегодня про Як-18У мало кто помнит, и совершенно напрасно, ведь на таком самолёте летал Юрий Гагарин в 1-м военно-авиационном училище лётчиков им. К.Е. Ворошилова в Оренбурге, о чём свидетельствует эта каноническая фотография...
ЯК-18Т: ИЗ ПАРИЖА В ГНИЛОЙ ПОДМОСКОВНЫЙ АНГАР
Як-18Т — лёгкий учебно-тренировочный и четырёхместный пассажирский самолёт с багажником. Разработан в 1964-1967 годах, в 1973-1983 годах на Смоленском авиационном заводе выпущено 536 самолётов. В 1993 году мелкосерийное производство было возобновлено, выпущена серия из 15 Як-18Т для УВАУГА. В дальнейшем выпускались единичные экземпляры. Подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров! У меня на канале есть короткая кинохроника о создании Як-18Т: Изначально Як-18Т проектировали как многоцелевой, поэтому...
ЯК-18ПМ: ЗАБЫТЫЙ ЧЕМПИОН
Прошлая моя статья была посвящена самолёту Як-18П. Сегодня я расскажу о его улучшенной модификации, созданной в 1965 году. От базовой версии Як-18ПМ отличался новым двигателем АИ-14РФ мощностью 300 л.с. вместо АИ-14Р в 260 л.с. кабина была сдвинута назад, чтобы лётчик мог видеть крыло на фоне горизонта и землю за задней кромкой крыла. Пять Як-18ПМ были переделаны из серийных Як-18П, ещё 25 построено на заводе в Арсеньеве с нуля. Вот и всё серийное производство. Подписывайтесь на ТГ канал монинских...
ЯК-18П: КАКОЙ КОШМАР СЛУЧИЛСЯ С ЭТИМ САМОЛЁТОМ!
В прошлый раз я рассказывал вам о самолёте Як-18 первой модификации, с хвостовым колесом. В 1954 году начался выпуск самолёта Як-18У с носовой ногой шасси. В 1957 году появилась третья серийная модификация — Як-18А с новым двигателем АИ-14Р взамен М-11. А ещё в 1956 году на основе Як-18А конструкторы начали создавать одноместную модификацию с более мощным мотором, получившую обозначение сначала Як-20П, затем просто Як-18П. Самолёт предназначался для обучения спортсменов и выступлений на соревнованиях по высшему пилотажу...
ЯК-18: ПРЕДЕЛЬНАЯ ПРОСТОТА
Як-18 — советский учебно-тренировочный самолёт, разработанный в 1945-46 годах в ОКБ Яковлева для замены УТ-2 в качестве основного самолёта первоначального обучения в ВВС, гражданской авиации и авиаклубах. Первый полёт совершил 6 мая 1946 года. Як-18 «родился» из опытного самолёта УТ-2Л, у которого деревянный каркас заменили на дюралевый, а шасси сделали убираемым. Двигатель остался прежним — М-11, лишь заменён на форсированный вариант М-11ФР. Сам А.С. Яковлев в своей книге «Цель жизни» так писал...
ЯК-17: ГРУЗИН, СПАСЁННЫЙ РУССКИМИ
Як-17 — реактивный истребитель первого поколения, разработанный в ОКБ Яковлева на базе Як-15. Первый полёт — 6 июня 1947 года. В 1947-1949 годах на авиационном заводе № 31 в Тбилиси выпущено 430 самолётов Як-17 и Як-17УТИ с двигателями РД-10 и РД-10А. Самолёт Як-17 стал переходной моделью в процессе замены парка поршневых истребителей на реактивные, а затем использовался для подготовки лётчиков к освоению МиГ-15. Подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров! Из-за небольшого ресурса планера и двигателя служба Як-17 в ВВС СССР ограничилась периодом 1948-1952 годов...
ЯК-12: ПО ЛИЧНОМУ УКАЗАНИЮ СТАЛИНА
Самолёт Як-12 создан по личному указанию Сталина для замены устаревших легкомоторных самолётов По-2. За основу взят опытный самолёт Як-10, проходивший испытания в 1945 году. Первый полёт Як-12 совершил 20 октября 1947 года. Всего было выпущено 4992 самолётов Як-12 разных модификаций. В 1955 году лицензию на производство Як-12М и моторов М-14Р приобрела Польша. На заводе PZL в Калиже построили 1054 самолета Як-12М и 137 — Як-12А. В 1958 году польские специалисты на базе Як-12М разработали собственную модификацию — самолет PZL-101A Gawron, которых в 1960-1969 годах выпустили 325 штук...
C-11: КОГДА ЧЕХИ КОПИРОВАЛИ У НАС САМОЛЁТЫ
В одной из прошлых статей про Як-11 я упомянул, что этот учебно-тренировочный самолёт по лицензии производили в Чехословакии под обозначением C-11. С 1952 по 1956 год было построено 707 таких самолетов. Подписывайтесь на ТГ канал монинских волонтёров! Что интересно, многие из сохранившихся C-11 до сих пор «на крыле». А некоторые даже переделаны в некое подобие Як-3. Но сегодня речь об одном конкретном C-11, который волею судеб оказался в монинском музее ВВС. Самолёт C-11 с зав.н. 172428 построен...