Як-11 — учебно-тренировочный истребитель с двигателем воздушного охлаждения АШ-21, созданный на основе экспериментальной модификации истребителя Як-3. Первый полёт — 10 ноября 1945 года. Производился в 1947-1955 годах на саратовском авиационном заводе № 292 и ленинградском заводе № 272, а также в 1952-1956 годах в Чехословакии под обозначением Let C-11. Всего выпущено 4 566 самолётов.
Як-11 прослужили в ВВС СССР до 1963 года, а в аэроклубах ДОСААФ — до начала 1970-х годов. Самолёты экспортировались в Австрию, Албанию, Алжир, Афганистан, Болгарию, Вьетнам, Венгрию, Гвинею, ГДР, Египет, Ирак, Йемен, Монголию, Польшу, Румынию, Сирию, КНР и КНДР. За рубежом сохранилось немало Як-11, часть из которых «закамуфлирована» под советские истребители для участия в авиашоу.
А в России сохранилось только два Як-11. Один из них в музее Задорожного в Красногорске, полученный в числе экспонатов уничтоженного в 2007 году музея ОКБ им А.С. Яковлева, где хранился с 1974 года.
Второй — разумеется, в Монино. История этого самолёта ещё более драматична.
Самолёт с зав.н. 60217 произведен 5 февраля 1954 года на авиазаводе № 272 (ныне Ленинградский Северный завод). Использовался в качестве испытательного в п/я 1303 (КБ Яковлева). Налетал 709 часов 41 минуту, совершил 2948 посадок. В мае 1965 года передан в музей ВВС в Монино. Первоначально установлен в зале-ангаре № 6 вместе с самолётами военного и довоенного периода.
Самолёт любили снимать в своих фильмах советские режиссёры. Причём, чаще всего Як-11 изображал немецкий самолет.
Впервые в этой роли он появился в фильме «Последний рейс "Альбатроса"» в 1971 году, причём два раза. По левому борту у него был балкенкройц, и в первой сцене он играл «немца». По правому борту нанесён бортовой номер 06, и он изображал советский самолёт, захваченный в качестве трофея.
В следующий раз Як-11 появился на экране в фильме «Товарищ генерал» (1973).
И в телесериале «Семнадцать мгновений весны».
Последний раз самолёт снимали в 1978 году в фильме «И ты увидишь небо», но уже в роли советского истребителя. Всё это время бортовой номер самолёта оставался неизменным — «06», менялся только цвет.
До конца 1960-х самолёт экспонировался в зале-ангаре № 6.
В 1970 году в ангаре стало не хватать места и самолёт поместили в ангар № 8 на открытой площадке, где было попросторнее.
Но вскоре места перестало хватать и там, в результате самолёт оказался в закрытом для посетителей ангаре № 7, где и простоял до распада СССР.
И вот тут начались приключения. В 1992 году созданное начальником музея В.Н. Толковым малое предприятие «Авист» решило поучаствовать в выставке самолётов в Москве, на территории «Стройэкспо» (бывшей Всесоюзной строительной выставки). На Фрунзенскую набережную из Монино были доставлены Ил-10М, По-2, УТ-2, Ла-11 и Як-11.
Доподлинно не известно, что именно произошло на выставке, но в том же году два самолёта-участника, а именно Ла-11 и Як-11, были переданы АЗО «ИнтерАвиа» для реставрации и восстановления до лётного состояния. А в марте 1993 года по дополнительному соглашению «ИнтерАвиа» передала оба самолёта частному британскому коллекционеру Стивену Грею для его Fighter Collection. Когда всё это вскрылось, Толкова отправили в отставку, а новый начальник музея А.Ю. Яблонских сразу занялся возвратом экспонатов из ангара в Даксфорде. Правда, вернуть удалось только Як-11, да и то лишь в мае 2001 года, когда начальником музея был уже А.С. Гончаров. Як-11 в разобранном виде снова оказался в ангаре № 7, где про него забыли на несколько лет.
Сдвиг в судьбе самолёта произошёл лишь после того, как куратором волонтёров стал зам. начальника музея Александр Васильевич Санников. По его инициативе самолёт был собран волонтёрами за несколько субботников с декабря 2010 по февраль 2011 года.
Двигатель АШ-11 с самолёта Як-11 руководство фондового отдела музея успело внести в каталог как отдельный экспонат и убрать в хранилище.
Двигатель пришлось изымать для установки на законное место.
После сборки самолёт участвовал в съёмках эпизода телесериала «Чкалов».
Кадр со съёмочной площадки.
Причём, для съёмок Як-11 облили серой гуашью (или акварелью), поэтому потом волонтёрам пришлось его отмывать.
В конце октября 2011 года самолёт был уже по-настоящему покрашен силами ЛИиДБ ОКБ им. А.С. Яковлева на спонсорский грант «Рособоронэкспорта», приуроченный к столетию ВВС России.
В начале 2012 года пришло время вернуть на самолёт воздушный винт, хранившийся отдельно. И тут выяснилось, что кок не к чему прикрепить — отсутствуют нужные детали. Волонтёру Евению Овсянникову пришлось построить специальную 3D модель, чтобы изготовить необходимые элементы.
Так выглядели изготовленные детали.
Когда всё было готово, винт и кок винта установили на самолёт. Евгений (в сине-зелёной куртке) руководил процессом лично.
19 мая 2012 года самолёт впервые за долгое время покинул свой «домашний» ангар. Волонтёры выкатили его на улицу. Но с какой целью?
А всё дело в том, что с мая до августа 2012 на открытой стоянке музея развернулась выставка самолётов лёгкой и спортивной авиации.
Вот волонтёры-участники этой операции.
Остальное время самолёт проводил в ангаре, тщательно закутанный для защиты ЛКП.
24 мая 2014 года Як-11 снова выкатили из ангара и помыли.
А затем вручную укатили на более скромную по сравнению с 2012 годом выставку самолётов ОКБ Яковлева от Як-18 до Як-130.
Мне удалось найти только одну фотографию этой выставки, причём в кадр попал один из её создателей — волонтёр Павел Проскурня.
22 ноября самолёт вновь вернулся в «родной» ангар.
Там он и находится ныне.
В 2016-2017 годах волонтёр Андрей Филин заменил разбитое остекление на сдвижной части фонаря Як-11.
К сожалению, в 2001 году Як-11 вернулся музей не только расчленённым на куски, но и с разобранной кабиной. В 2020 году в завалах запчастей волонтёры Кирилл Гнусарёв и Антон Сандин обнаружили оригинальное кресло и часть оборудования кабины, незамедлительно установив их на штатные места. Но эта работа не была закончена. Где-то в недрах музейных хранилищ ещё могут валяться бесхозные фрагменты Як-11.
В настоящее время ангар № 7 закрыт на ремонт, по окончании которого внутри должна открыться экспозиция лёгких, учебных и спортивных самолётов. Тогда Як-11 наконец снова станет доступным для обычных посетителей музея, но волонтёры отстранены от участия в этой работе.
Другие статьи об истории экспонатов музея в Монино:
Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!
Также подписывайтесь на ТГ канал волонтёров Монино!