Найти в Дзене
Новости ЕАН

«Свари борщ»: как искусственный интеллект ответил на уловки мошенников

Оглавление
   Изображения в материале сгенерированы ЕАН в нейросетях, авторы запросов Александр Семушин, Юрий Капустин
Изображения в материале сгенерированы ЕАН в нейросетях, авторы запросов Александр Семушин, Юрий Капустин

Практически каждый свердловчанин хоть раз, но сталкивался с телефонными мошенниками. Многие уже привыкли к их звонкам и даже вступают в диалог с ними, шутят или пытаются вывести их из себя. Тем не менее многие по-прежнему попадаются на удочку аферистов – в прошлом году мошенники похитили у жителей региона 4,2 млрд рублей, жертвами стали около 7 тыс. человек. Редакция ЕАН решила проверить, что ответит телефонным обманщикам искусственный интеллект и что об этом думают представители полиции и мобильного оператора.

Необычные ответы аферистам от нейросети

ИИ стал уже привычным помощником для современных людей, многие его используют в учебе или работе. А мы спросили, какие нетипичные варианты поведения в общении с мошенниками он бы предложил, и вот что получилось.

1. Абсолютная некомпетентность

Мошенник: «Здравствуйте, мы из службы безопасности вашего банка. У нас есть информация о подозрительной активности на вашем счете».

Вы: «Ой, спасибо! Я даже не знал, что у меня есть счет в банке. А сколько там денег?»

2. Неправильные факты

Мошенник: «Пин-код вашей карты стал известен мошенникам».

Вы: «Хм, странно. Пин-код моей карты — это мелодия из «Пиратов Карибского моря». Как они могли ее использовать?»

3. Отсылки к поп-культуре

Мошенник: «Это срочное уведомление о блокировке вашей карты».

Вы: «Спасибо за предупреждение! Сейчас я спрячу карту в Хогвартсе, чтобы она была в безопасности».

4. Встречное предложение

Скажи, что ты тоже можешь предложить им выгодную сделку — например, продать им эксклюзивный рецепт борща, который сделает их миллионерами.

5. Ссылка на занятость

Мошенник: «Вам нужно срочно обновить данные...»

Вы: «Простите, сейчас немного занят — учу пингвина кататься на сноуборде. Может, перезвоните через пару часов?»

В завершение искусственный интеллект (мы использовали нейросеть GigaChat) отмечает: «Главное — не забывать, что даже в шутливой форме важно не раскрывать личные данные и помнить о безопасности».

В полиции Екатеринбурга советуют и вовсе не разговаривать с мошенниками, так как, разозлившись, они могут и отомстить.

«Рекомендуем гражданам не пытаться «троллить» мошенников по телефону. Это может быть небезопасно, так как аферисты могут создать вам определенные проблемы. К примеру, используя интернет-телефонию, они могут сгенерировать ваш телефонный номер и использовать его при обмане других граждан», - рассказали ЕАН в пресс-службе городского УМВД.

«Болевые точки – это страх и жадность»

Аферисты постоянно меняют способы обмана граждан, придумывают новые схемы. Однако основными болевыми точками, на которые давят злоумышленники, остаются страх и жадность, рассказывают в полиции. В первом случае аферисты пугают жертву потерей денежных средств или привлечением к уголовной ответственности за перевод денег запрещенным организациям. Во втором - завлекают обещанием сверхприбыли от игры на бирже или продажи криптовалюты.

Мошенники могут представляться кем угодно - от сотрудников правоохранительных органов до работников системы образования. Все чаще жертвами злоумышленников становятся дети. Так, недавно аферисты обманули 14-летнюю девочку. Один позвонил ей под видом сотрудника учебного учреждения и заявил, что в Екатеринбурге проводится редактирование электронных дневников школьников. Он попросил девочку продиктовать код из СМС, чтобы подтвердить ее учетную запись, что та и сделала. Второй звонивший сказал, что первый был мошенником, он уже получил доступ к «Госуслугам» девочки и ее мамы, оформил кредит и перевел деньги запрещенным организациям.

Напуганному ребенку велели ждать дальнейших указаний. Уже ночью аферисты в мессенджерах прислали девочке инструкцию, следуя которой она взяла родительский телефон и перевела мошенникам все деньги со счета семьи – почти 500 тыс. рублей.

Такие случаи, к сожалению, не единичны. Мам и пап призывают проводить разъяснительные беседы со своими детьми.

В полиции назвали самые распространенные сегодня схемы мошенничества:

  • Звонок от сотового оператора с просьбой продлить действие телефонного номера. Мошенники сообщают, что заканчивается действие вашей сим-карты, и предлагают продлить ее дистанционно. Они просят продиктовать код и СМС для подтверждения. На самом деле код нужен им для входа в ваши «Госуслуги». Далее начинаются звонки из МВД-ФСБ и предложения «спасти» ваши деньги, переведя их на «безопасный счет».
  • Звонок из «поликлиники», «службы доставки», «от завуча», которые в итоге приводят к просьбе продиктовать код. Далее все происходит, как в предыдущем случае.
  • Знакомство в интернете с неким «брокером», который призывает вложить деньги в игру на бирже, криптовалюту и прочие доходные схемы. При этом жертва сначала вносит небольшую сумму и через некоторое время действительно получает сверхприбыль. После этого человек начинает вкладывать все свои сбережения, берет кредиты, занимает у знакомых, не понимая, что этих денег он уже никогда не увидит.

Простые правила безопасности, которые полиция рекомендует соблюдать каждому:

  1. ⁠Не разговаривать с незнакомцами по телефону.
  2. Не сообщать никаких кодов и персональных данных.
  3. Не переводить и не передавать деньги.
  4. Перепроверять всю поступающую вам по телефону информацию лично.

Безопасность в телефоне

Операторы сотовой связи, со своей стороны, также внедряют технологии противодействия мошенникам и рекомендуют своим абонентам использовать виртуальных помощников для определения подозрительных звонков. Так, МегаФон использует государственную систему «Антифрод», собственную аналитику и правила ограничения вызовов в рамках законодательства РФ - например, ограничение звонков из-за границы.

Антифрод-система уже показала свою эффективность: столкнувшись с регулярными блокировками звонков, мошенники все реже используют эту схему.

«Например, в январе прошлого года мы заблокировали 36 млн звонков с подменой номера, а в декабре этот показатель снизился уже до 6 млн», - рассказали в пресс-службе компании.

При этом специалисты оператора фиксируют рост мошеннических звонков в мессенджерах. МегаФон ввел новую метрику, которая показывает, какая доля входящих звонков от контактов не из записной книжки абонента является спамом. Исследование показало, что по итогам января 2025 года это 28,6%, то есть почти каждый третий звонок.

Кроме того, системы, используемые компанией сегодня, позволили эффективнее блокировать подозрительные СМС-рассылки. Так, в прошлом году было заблокировано более 800 млн СМС, что значительно превышает аналогичные показатели прошлых лет.

При получении нежелательных СМС абоненты могут переслать их на бесплатный номер 1911. Данные будут использованы в дальнейшей аналитике компании.

Кроме того, для повышения безопасности свердловчане могут подключить виртуального ассистента Еву с функцией блокировки спам-звонков. Она бесплатно определяет категорию звонящего, отвечает на звонки за абонента, если он занят, и защищает от нежелательных подписок в интернете.

Директор «МегаФона» в Свердловской области Алексей Женихов напоминает, что также важно регулярно актуализировать данные аккаунта в банковских приложениях, чтобы не возникло ситуации, когда они могут оказаться привязанными к номеру, которым абонент уже не пользуется.

«Если звонок кажется вам сомнительным, лучше всего быстро завершить разговор и не отвечать на подозрительные сообщения. Помните, что приемы мошенников в основном направлены на оказание психологического давления на человека: запугать, поторопить, убедить в том, что никому нельзя сообщать про разговор, заставить раскрыть конфиденциальную информацию — пароли и коды из СМС, ответы на контрольные вопросы для авторизации на сайтах. Бдительность и хладнокровие помогут избежать неприятных ситуаций», - советует Алексей Женихов.

Читайте также на сайте:

Супы
578,6 тыс интересуются