Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Министерский (Ропшинский) сервиз (1827). ИФЗ.

В архивах изначально сервиз описывается как "...покрытый синей краской и золотом с расцировкой".

Сервиз на выставке "ИЗ СЕРВИЗНЫХ КЛАДОВЫХ. Убранство русского императорского стола XVIII - начала XX века". Проходила в Эрмитаже в декабре 2016-го года. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сервиз на выставке "ИЗ СЕРВИЗНЫХ КЛАДОВЫХ. Убранство русского императорского стола XVIII - начала XX века". Проходила в Эрмитаже в декабре 2016-го года. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Был заказан специально для торжественных приёмов в Зимнем дворце. Рассчитан на 60 (шестьдесят) персон и состоял из более чем 1500 предметов.

Итак, чем интересен, и чем не интересен Министерский сервиз? К "минусам" можно отнести сравнительно(!) "простой" рисунок в виде полосы небесно-голубого колера с повторяющимся несложным золотым узором. Центральный сюжет тарелок и блюд - изображение по центру зеркала двуглавого орла под императорской короной, держащего в лапах факел и лавровый венок. Формы предметов сервиза в целом мало отличаются от других сервизов, созданных на ИФЗ в те же годы. К тому же у сервиза отсутствует некий композиционно единый сюрту-де-табль, каким он представлен в таких великолепных сервизах, как Египетский (Наполеоновский) и Арабесковый (Екатерины Великой). Но это не значит, что при изготовлении этого сервиза обошлись без украшений стола. К сервизу были добавлены вазы и канделябры в виде фактически скульптур с сюжетами, взятыми из античной мифологии, созданные по моделям таких известных архитекторов-скульпторов Санкт-Петербурга, как А.И. Воронихин (модельмейстер ИФЗ) и С.С. Пименов. Чтобы композиции не ощущались на столе случайными вставками, они были декорированы (в основном, постаменты) в едином стиле с остальными предметами.

Основной декор - голубая полоска с золочеными пальметтами (пальметта - элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, по сходству с ладонью, или с "растопыренными пальцами руки"), заключенными в трилистники, в центре зеркала тарелок и блюд - изображение двуглавого орла. Зал в Екатерининском корпусе ГМЗ "Петергоф". Фото взято из свободного доступа в интернете.
Основной декор - голубая полоска с золочеными пальметтами (пальметта - элемент растительного орнамента в виде листа пальмового дерева, по сходству с ладонью, или с "растопыренными пальцами руки"), заключенными в трилистники, в центре зеркала тарелок и блюд - изображение двуглавого орла. Зал в Екатерининском корпусе ГМЗ "Петергоф". Фото взято из свободного доступа в интернете.
Предметы сервиза, выставленные под стеклом в Екатерининском корпусе в ГМЗ "Петергоф". Обращают на себя внимание "большие" предметы украшения стола: высокие канделябры и съёмные вазы, установленные на постаменты в виде скульптур, созданных по античным мифам. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Предметы сервиза, выставленные под стеклом в Екатерининском корпусе в ГМЗ "Петергоф". Обращают на себя внимание "большие" предметы украшения стола: высокие канделябры и съёмные вазы, установленные на постаменты в виде скульптур, созданных по античным мифам. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Заказ на изготовление поступил от министра императорского Двора кн. П.М. Волконского. Возможно, отсюда сервиз получил своё первое неофициальное название - "Министерский", которое позднее закрепилось за его столовой частью. Другой вариант названия: возможно, сервиз предназначался для встреч с иностранными послами, которых в те времена также называли министрами.

Со временем сервиз разделили: десертная часть была перевезена в Ропшинский дворец (в 1853-м), а столовая - в Красносельский дворец (в 1857-м), в предместьях которого перманентно проходили военные учения гвардейских и прочих частей. Ропшинское имение также не предназначалось для крупных светских приёмов. Царственные особы там останавливались разве что при выезде на охоту. Всё это говорит о том, что сервиз не считался ценным, да и к тому же по времени вышел из моды (вместе со стилем АМПИР).

Сервиз пребывал в постоянном использовании, предметы бились, поэтому заказывались доделки. Кроме того, сервиз был увеличен - в 1857-м году - после перевозки столовой части в Красносельский дворец. Доделки заказывали в 1885-ом-1903-ем годах на том же ИФЗ.

Видимо, с конца 1920-х годов предметы сервиза "пошли в народ" (т.е. в распродажу), и теперь он находится в "разбросанном" состоянии: самые ценные трёхмерные предметы находятся в собраниях различных музеев, а тарелки (и даже такие большие предметы, как Передача бутылочная, к примеру) ходят по свету в частных руках, и даже сегодня их можно сыскать в интернете (но стоят дорого, и у "случайных людей" вы такие предметы не встретите, и по дешёвке не купите). В галереях ниже можно ознакомиться с основными элементами сервиза...

Заканчивая статью, скажу: можно только порадоваться, что потеряно не всё, и самые ценные предметы сервиза сохранились в музеях страны - после стольких перипетий, произошедших за почти два века с даты его создания!

Фруктовница сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фруктовница сервиза. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Спасибо всем, кто дочитал. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

Еда
6,93 млн интересуются