Найти в Дзене
Иерей Георгий Максимов

Что значит "соль земли"?

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, как Господь сказал Своим ученикам: «Вы - соль земли» (Мф. 5:13). В каком смысле употреблены эти слова?

Соль в древности использовалась для двух вещей. Во-первых, чтобы придать вкус пище, - как мы и до сих пор ее используем. И в этом значении можно сказать, что как соль придает всему вкус, так учение Христово, которое апостолы и другие ученики Господа восприняли, придает смысл всему, что есть в нашей жизни. Без Христа все бессмысленно, - все усилия и жизненные свершения, даже самые значительные, в конце концов, низводятся в ничто смертью. Время стирает из памяти человеческой и с лица земли имена и деяния самых великих людей. Но для верующего человека все, что происходит в его жизни не случайно, даже самые заурядные происшествия имеют глубокий смысл. Все это послано ему любящим Богом для того, чтобы помочь прийти в Царствие Небесное.

Православный священник в Уганде. Фото автора
Православный священник в Уганде. Фото автора

Во-вторых, соль использовалась для того, чтобы защитить продукты от гниения. Точно так же учение Христово защищает от нравственного гниения и разложения. Святые отцы объясняли это преимущественно в отношении к учителям и пастырям Церкви, которые имеют благословение и ответственность учить и исправлять верующих. И чтобы они не пренебрегали своей обязанностью, святые отцы напоминали об этих словах, потому что грех разлагает душу, и остановить человека на пути греха можно с помощью обличения этого греха.

Известно, что только мудрый человек примет обличение с любовью и благодарностью. Как сказано в Писании: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч. 9:8). Большинство людей встречают обличение с возмущением и озлоблением. Чтобы не терпеть от этого, психологически проще не обличать, а улыбаться и «быть нак позитиве». Но человеку, имеющему учительское достоинство и священный сан в Церкви Христовой, нужно говорить горькую правду для того, чтобы постараться защитить души верующих от греховного разложения.

Но далее Господь говорит, что если соль потеряет силу, то ничем не сделаешь ее соленой. Некоторые святые объясняли это в применении к пастырю, - если он совершает грех, то его падение гораздо большее, чем у обычного человека. И почти неисцелимое. История знает множество примеров искреннего покаяния и исправления согрешивших мирян, но крайне мало таких историй про падших священнослужителей. Такая соль, по слову Христа, «уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям». И Господь нередко открывает грехи таких священников, чтобы хотя бы через попрание людьми – то есть, публичное поношение, - привести их в покаяние либо, по крайней мере, сделать горьким предупреждением для других.

Впрочем, сознательное впадение в грех любого христианина означает отречение от Христа и утрату той преображающей силы, которой наделяет его истина Божия. Та сила, которая освящает, придает смысл жизни и защищает от греха – уходит, когда христианин добровольно встает на путь зла, от чего да сохранит нас Господь, и да поможет нам быть всегда солью этого мира.