Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира.Кремлёвский сервиз (1837-1838). ИФЗ.

Кремлёвский сервиз предназначался для высочайших приёмов в Большом Кремлёвском дворце в Москве, т.е. сервиз "московский". Ансамбль включал столовую и десертную части. Некоторые его "видят" исключительно в интерьерах Грановитой палаты Московского Кремля, что неудивительно - отделка предметов сервиза как нельзя более подходит к допетровской (соответственно, и к "дофарфоровой") эпохе Российского государства, когда блюда на монарший стол подавались в серебряной и золотой посуде сложной формы, с гравировкой и литьём; посуде, подчас инкрустированной драгоценными каменьями и декорированной разноцветной, т.н. перегородчатой эмалью.

Да, для столов, поставленных в Грановитой палате такая посуда - намеренно стилизованная под старинную золотую и серебряную "царскую" - подходит как нельзя лучше!

Предметы Кремлёвского сервиза. За росписью с сильным золочением и сложными узорами собственно материала - фарфора, который как бы "обязан" поражать зрителя белизной, тонкостью и "прозрачностью" (прохождением части светового потока через материал - ещё одна характерная черта фарфора, которая отличает его от остальных видов керамики) и не разглядеть! Фото взято из свободного доступа в интернете.
Предметы Кремлёвского сервиза. За росписью с сильным золочением и сложными узорами собственно материала - фарфора, который как бы "обязан" поражать зрителя белизной, тонкостью и "прозрачностью" (прохождением части светового потока через материал - ещё одна характерная черта фарфора, которая отличает его от остальных видов керамики) и не разглядеть! Фото взято из свободного доступа в интернете.

Изначально сервиз был исполнен на 1000 персон. Можете представить: одних тарелок было четыре вида (по 1000 штук каждого вида), потом были исполнены подстановочные тарелки (ещё 1000 штук!), а ещё были блюда и трёхмерные предметы (разные вазы, соусники, конфетницы, полоскательницы, фруктовницы, горки и т.д.). Единственно, чего точно не было - это украшений стола в виде различных скульптур - поскольку сервиз копировал стиль XVI-XVII-го веков, а тогда русские монаршие столы при помощи сюрту-де-табль (фр. "surtout de table") не украшали, и по-видимому, по той же причине не изготовили терин (тюрин, т.е. больших кастрюль с ручками: супниц, рагушниц и т.д.).

Ещё в XIX-ом веке (а уж позже - когда "лев был мёртв" - тем более!) многие критики пеняли создателю сервиза - знаменитому русскому художнику и исследователю русских "древностей" Ф.Г. Солнцеву за его якобы "непонимание" фарфора. По сути, считали они, фарфора за узором практически не видно, а это значит, что смысл применения фарфора, как материала для сервиза именно такого декора, утрачивается. При этом критики особенно напирали на такие качества настоящего фарфора, как белизна и возможность прохождение света сквозь материал, при этом забывая, что фарфор имеет и другие свойства, которые не позволяют пользователю даже на уровне осязания спутать фарфор, например, с металлом, или "грубой" глиной (и даже с фаянсом!).

Также критики забывают, какие времена на дворе тогда стояли! По всей Европе сильные мира сего искали "истоки" - в доказательство уникальности и древней культуры своих стран. Каждая европейская держава на пике интереса общества к "старине" в исторических и археологических материалах искала своё. Со многих точек зрения тогдашней элите было интересно видеть Российское государство непосредственным наследником Византии. Русскую культуру в те времена видели в неразрывной связи с Православием, а истоки Русского Православия восходят к Византии. Другим истоком русской культуры считались древнеславянские узоры, старинные песни, былины, предметы утвари и т.д. Середина XIX-го века: в эстетике - упадок АМПИРА и взлёт ЭКЛЕКТИКИ (т.е. отказа от какого-то единого "большого" стиля), а в культурологии - расцвет ИСТОРИЗМА. В архитектуре под непосредственным влиянием ИСТОРИЗМА сложился т.н. "русско-византийский" стиль, самый известный представитель которого в архитектуре - Храм Христа Спасителя в Москве.

С учётом всего вышеизложенного тогдашнии эксперименты с созданием фарфоровых ансамблей, стилизованных под богатую средневековую посуду, изготовлявшуюся из драгоценных металлов, кажутся вполне уместными.

В качестве образцов для создания ансамбля Ф.Г. Солнцев выбрал две золотые вещи из Оружейной палаты: тарелку царя Алексея Михайловича и рукомойный прибор царицы Натальи Кирилловны (урожд. Нарышкиной), впоследствии подаренный внуку - царевичу Алексею Петровичу. Тарелка была создана в Москве, рукомойный прибор - в Стамбуле (бывш. Константинополе), и имеет ярко выраженные "восточные" черты. Но поскольку Россия - уникальная страна, объединяющая Восток и Запад, то...

На снимке - предметы рукомойного прибора царицы Натальи Кирилловны (урожд. Нарышкиной), впоследствии подаренные внуку - царевичу Алексею Петровичу. Слева: Кувшин рукомойный, Стамбул, вторая половина XVII в. Золото, драгоценные камни; литье, эмаль, резьба.  Справа: Стоянец, Турция, Стамбул, вторая половина XVII в. Золото, драгоценные камни; литье, эмаль, резьба. На Руси всегда считалось, что царский чин ведет свое  происхождение из Византии: это касалось и церемониала, и роскоши  убранства. Фото взято из свободного доступа в интернете.
На снимке - предметы рукомойного прибора царицы Натальи Кирилловны (урожд. Нарышкиной), впоследствии подаренные внуку - царевичу Алексею Петровичу. Слева: Кувшин рукомойный, Стамбул, вторая половина XVII в. Золото, драгоценные камни; литье, эмаль, резьба. Справа: Стоянец, Турция, Стамбул, вторая половина XVII в. Золото, драгоценные камни; литье, эмаль, резьба. На Руси всегда считалось, что царский чин ведет свое происхождение из Византии: это касалось и церемониала, и роскоши убранства. Фото взято из свободного доступа в интернете.

По структуре сервиз принято разделять на три части: две "золотые" и одну "белую". Они явно разные (и в сервизе такая эклектичность просто удивляет!). Тарелки каждой части имеют собственный рисунок. Первая "золотая" часть представлена мелкими тарелками для закусок и жарких (горячих блюд). "Белая" часть сервиза предназначалась для супов. Выделяются подстановочные тарелки (или по-простому - подтарелочники), выполненные на мануфактуре "Братьев Корниловых". Третья часть сервиза - тоже "золотая" - для десерта. Сервиз воплощает собой ностальгию по "древнерусской роскоши". Смотрим, любуемся... Для начала - предметы "Белой" (суповой) части.

А вот и трёхмерные предметы "Золотой" части...

Предметы десертной части...

Напомню, сервиз был выполнен в 1837-1838-ом годах для Большого Кремлевского дворца.

Сервировка стола предметами сервиза. На выставке "Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII - начала XX-го века" из цикла "Поднесение к Рождеству", музей Эрмитаж, декабрь 2016-го года. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Сервировка стола предметами сервиза. На выставке "Из сервизных кладовых. Убранство русского императорского стола XVIII - начала XX-го века" из цикла "Поднесение к Рождеству", музей Эрмитаж, декабрь 2016-го года. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Ещё фото предметов сервиза...

 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.
 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.
 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

По времени создания сервиз условно можно раз­делить на две части: основную, выполненную в 1837-1838 годах, и доделки, маркированные вензелями всех императоров, правивших после Нико­лая I. Кроме того, такой же сер­виз с незначительными изменения­ми в надписях был послан в пода­рок персидскому шаху. В основном доделки выполнялись на ИФЗ, но во второй половине XIX-го века были сделаны заказы и двум крупнейшим частным предприятиям: мануфактуре "Братьев Корни­ловых" и "королю российского фарфора" М.С. Кузнецову. Как в росписи, так и в материале можно найти отличия доделок в сравнении с оригиналами, однако общий стиль был сохранён.

В течение длительного времени советские ис­следователи не признавали ИСТОРИЧЕСКИЙ стиль как таковой, считая его упадком, вырождени­ем и дурновкусием. Под это определение подпадало все, что было выполнено в "неостилях": НЕОКЛАССИЦИЗМ, НЕОГОТИКА, НЕОБАРОККО, НЕОРОКОКО, НЕОРУССКИЙ (или ВИЗАНТИЙСКИЙ) стили. В издании, посвященному ИФЗ, сказано: "Мысль Солнцева применить старый русский стиль к фарфоровым изделиям заслуживает полного сочувст­вия, но художественные достоинства исполненных по его проектам вещей сомнительны".

Такая трактовка деятельности Ф.Г. Солнцева со стороны представителей "новой" советской эстетики отразилась далеко не лучшим образом и на судьбе самого сервиза...

Кремлевский сервиз большевики не сочли достаточно привлекательным для покупателей в конце 1920-х - начале 1930-х годов, когда в СССР начали распрода­вать музейные произведения через вновь созданную организацию "Антиквариат", чтобы на получен­ные деньги в короткие сроки провести индустриализацию промышленности, и в продажные списки он тогда не попал (в то вре­мя как многие его "собратья" - императорские сервизы XVIII-XIX-го веков веков - были изрядно сокращены за счёт продаж!).

Однако разбивки и распродажи сервиз все же не избежал. Его черед наступил в шестидесятых годах XX-го века, когда страна попала под власть "изумительной" команды Н.С. Хрущёва, который в те годы проявил себя как отчаянный русофоб, глобалист и борец с Русским Православием. Результат его деятельности известен: к 1970-му году из бывших в 1960-м году СССР 13 008 православных храмов осталось только 7338. Достаточно одного заявления Хрущёва: "Скоро я вам покажу по телевизору последнего попа!" - чтобы понять его отношение к Русскому Православию и всему, что, хотя бы и косвенно, о нём напоминало.

Именно в это время огромная часть уникального комплекса загадочными путями была вывезена из страны и появилась на Западе. На аукционах "Кристи" началась распродажа блюд, тарелок, ваз и салатников из Кремлевского сервиза. Уцелевшая часть, чуть бо­лее 500 предметов, хранилась в фондах Музеев Мос­ковского Кремля, долгие годы скрытая от глаз отечественных иссле­дователей и ценителей фарфора.

Считается, что в результате всех этих тёмных сделок огромное количество предметов в сервиза было аккумулировано в печально известном вашингтонском музее Хиллвуд. создательницей и владелицей которого была Марджори Мерриуэзер-Пост (1887-1973) - миллионерша и страст­ная поклонница (пожирательница) русского искусства, в 1930-е годы - жена посла США в СССР.

 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

Несколько тёплых слов об авторе сервиза. Академик живописи Фёдор Григорьевич Солнцев (1801-1892) прожил долгую и полную интереснейших собы­тий жизнь. Родился в семье крепостных графа А.И. Мусина-Пушкина. Обнаружив в мальчике талант рисовальщика, граф освободил семью от крепостной зависимости и поспособствовал поступлению Фёдора в Академию художеств, где тот был взят под покровительство президентом Академии художеств, действительным тайным советником А.И. Олениным. В 1830-м Солнцев был направлен в Москву "...и другие места для срисовывания старинных наших обычаев, одеяний, оружия, церковной и царской утвари, скарба, конской сбруи и проч. предметов", что сделал блестяще: его более 700 эскизов старинных вещей послужили основной семитомного издания "Древности Российского государства". Он был представлен императору Николаю I, был знаком с А.С. Пушкиным, И.А. Крыловым, К.П. Брюлловым, К.А. Тоном и др., принимал участие в реставрации многих храмов, совместно с архитектором П.А. Герасимовым руководил воссозданием Теремного дворца в Московском Кремле. Сам себя Солнцев называл "археологом", имея в виду, конечно, не раскопки, а исследова­тельскую деятельность. С 1830-х годов считается главным знатоком древностей государства Российского, достоверность большинства его атрибуций памятников Оружейной палаты прошла проверку временем. Ему принадлежит проекты внутреннего убранства Боль­шого Кремлевского дворца. Так что совершенно не удивительно, что для создания Кремлёвского сервиза в качества автора как формы, так и декора привлекли именно его.

Напоследок - нотка оптимизма. Не все поголовно представители нынешней элитки РФ (элитой этих двуногих с Планеты Розовых Пони назвать язык не поворачивается) оказались совсем уж конченными "изумительными" жлобами (хотя, возможно, я и ошибаюсь, и выдаю желаемое за действительное). Крайняя выставка предметов сервиза прошла в Оружейной палате Московского Кремля в апреле 2022-го года, и связана была с даром государству от семьи Карисаловых двадцати предметов сервиза, собранных ими по миру, в основном на аукционах. На выставке были представлены десять предметов из двадцати. Подробные фото об этом событии смотрите в следующей галерее... Золото переливается и отсвечивает, поэтому предметы с одного ракурса выглядят яркого "солнечного" цвета, а с другого - тёмными с основным синим или зелёным колером (в зависимости от декора).

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.

Еда
6,93 млн интересуются