О том, что прилично, а что нет при походе в ресторан, разбираемся с Иваном Глушковым — деканом лектория Novikov School и лучшим гастрономическим обозревателем страны по версии премии Where to Eat. Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропускать новые статьи!
Правило 1. Бронь: ресторан всегда прав
Одни рестораны принципиально уходят от бронирования, желая быть доступными для любой аудитории. Вторые, напротив, работают исключительно в формате предварительного бронирования. В обоих случаях гости могут только смириться с правилами. История сделала круг. Сначала ресторан был шикарным местом для особых случаев. Потом мы долго привыкали к тому, что ресторан — это просто место, в котором можно вкусно поесть. Теперь мы снова возвращаемся к бронированию столика за две-три недели. А для повседневных ужинов и обедов есть гастрономические рынки, где всегда свободен столик-другой.
Правило 2. Просить убрать лук из блюда – нормально
Можно условно разделить пожелания гостей к меню на капризы и предпочтения. Просить мясное меню в вегетарианском заведении и наоборот – некорректно. А вот убрать лук из пиццы, отказаться от кинзы в салате — в порядке вещей. Однако это проверка ресторана на тактичность. Повар может согласиться исключить ингредиент или отказать. Иногда он просто физически не может пойти вам навстречу. Например, некоторые повара не используют соль, а создают баланс с помощью заранее засоленных составляющих. Убрать соль из такого блюда невозможно, и обязанность ресторана объяснить это, а не просто отказать.
Правило 3. Если невкусно – возвращайте заказ
Сказать «мне не вкусно» — создать для себя психологически дискомфортную ситуацию. Но делать это нужно, если вы не хотите, чтобы ваше любимое место испортилось. Адекватный повар отреагирует на замечание с пониманием. Важно сознавать, что именно вам не нравится: суп холодный, салат пересолен, стейк пережарен. А вот аргумент «просто не нравится» обычно не принимается. Кстати, это может сэкономить вам деньги: за блюдо, которое вы вернули на кухню, рестораны обычно не берут оплату.
Правило 4. Быть в ресторане с ребёнком – норма. Но важна ответственность родителей
Мамы и папы должны держаться в рамках норм и правил общежития. Если ваш малыш ведёт себя спокойно в общественных местах, то идти с ним в ресторан можно. А если ваш кроха беспокойный, плохо реагирует на шумные места и незнакомых людей, лучше оставить его с родственниками или няней на пару часов. Такой выход не доставит удовольствия ни вам, ни гостям ресторана, ни персоналу заведения, ни малышу. Отдельный разговор — бары: винные, коктейльные, где малышам точно не место.
Можно ли делать замечания администратору, если кроха за соседним столом шумит? Это ваше право. Но выгонять голодную мать или отца с рыдающим ребёнком на улицу не менее некорректно. Идеально, если ресторан предусмотрел отдельную комнату для кормления, пеленания и общения с ребёнком.
Правило 5. В ресторан с собакой могут не пускать – и это тоже норма
Ресторан вправе решить, пускает ли он в гости четвероногих. К счастью, в большинстве случаев животное может остаться дома на несколько часов и выход с собакой в ресторан – не вопрос жизни и смерти. Сегодня немало заведений, где рады собакам: в таком вашему псу нальют миску воды и предложат собачье лакомство. Поэтому лучше планировать выход с собакой заранее и идти в знакомый ресторан.
Правило 6. Оставить чаевые — знак хорошего тона
И нужно быть готовым сделать это наличными. А вот внедрение отдельных терминалов и QR-кодов — на совести управляющего. Это мотивация команды всего ресторана — в хороших заведениях чаевые делятся на всех работников. Большинство ресторанов перешло на систему онлайн-чаевых. Остальные скоро подтянутся.