Найти тему
Порцелиновый фан

"Т-во М.С. Кузнецова в Будах". Посуда.

Чем южнее находится территория, тем плотнее она заселена, а значит, количества потребителей всего и вся на такой территории больше. Поэтому не стоит удивляться тому факту, что при сравнении двух русских фаянсо-фарфоровых предприятий империи М.С. Кузнецова - в Твери и в Будах - цифры будут не в пользу Твери. В остальном же предприятия являлись почти близнецами, и продукция на выходе получалась похожей до уровня смешения (поскольку там и там использовали одни и те же формы, деколи и рисунки под роспись).

Будущим критикам: да, автор знает географию, знает, что н.п. Буды находится под Харьковом, и даже знает, что после Революций 1917-го года и последовавшей Гражданской войны Харьковская область силою обстоятельств была искусственно присоединена к такому искусственному же образованию, как УССР, а сам русский Харьков на какое-то время даже стал столицей этого самого УССР. На этом политические пристрастия автора считаю представленными достаточно полно, кто их по каким-либо причинам не разделяет, может просто отписаться и не засорять статью комментариями на политические темы.

Представитель солнечного Узбекистана держит в руках похожие фаянсовые блюда с одним и тем же однотонным растительным рисунком. Отличия только в цвете рисунка, нанесённого принтом (шелкографией) и в размере блюд. А также в том, что одно из блюд произведено на фабрике в Будах, а другое - на Тверской фабрике "Т-ва М.С. Кузнецова" в начале XX-го века. Угадать - где какое? - не представляется возможным (только по клейму). Фото взято из свободного доступа в интернете.  Да, очень много "кузнецовской" посуды уходило на азиатские рынки. И не только на внутренний для Российской империи рынок Туркестана (ныне - страны Средней Азии), но и в Афганистан, Турцию, Египет... Производство некоторых фабрик (например, в Песочном.) было полностью ориентировано на азиатские (мусульманские) рынки.
Представитель солнечного Узбекистана держит в руках похожие фаянсовые блюда с одним и тем же однотонным растительным рисунком. Отличия только в цвете рисунка, нанесённого принтом (шелкографией) и в размере блюд. А также в том, что одно из блюд произведено на фабрике в Будах, а другое - на Тверской фабрике "Т-ва М.С. Кузнецова" в начале XX-го века. Угадать - где какое? - не представляется возможным (только по клейму). Фото взято из свободного доступа в интернете. Да, очень много "кузнецовской" посуды уходило на азиатские рынки. И не только на внутренний для Российской империи рынок Туркестана (ныне - страны Средней Азии), но и в Афганистан, Турцию, Египет... Производство некоторых фабрик (например, в Песочном.) было полностью ориентировано на азиатские (мусульманские) рынки.

Вклад Матвея Сидоровича Кузнецова в развитие фарфоро-фаянсового дела в России поистине неоценим. Как говорится, с младых ногтей промышленник вёл политику широкой экспансии, т.е. старался выходить с продукцией собственных предприятий на как можно большую территорию, в том числе путём постройки на местах новых производств или выкупа и переоснащения уже готовых фабрик. Несколько десятилетий Кузнецовы торговали своей посудой на Харьковщине, пока в 1870 году двадцатичетырёхлетний Матвей Сидорович не решился взять в аренду у купца И.И. Никитина местный керамический заводик в селе Байрак (под Люботином). Затея оказалась не самой удачной - как подсчитали, из-за удаленности фабрики от основных дорог и ярмарок весь доход проедали траты на гужевой транспорт. Тогда в следующем, 1871-м году М.С. Кузнецов приобрёл у помещика Т. Г. Котляра из посёлка Буды участок с винокурней, расположенный рядом с ж/д веткой Мерефа-Люботин, и на новом месте построил фабрику "с нуля". Процветанию фабрики, открытой в 1887 году, способствовало наличие как огромного рынка сбыта, охватывающего весь Юг Российской империи, близость необъятного азиатского рынка, так и наличие дешёвой рабочей силы, богатых источников топлива, каолинового сырья, и что не менее важно, оснащение нового предприятия самым современным на тот момент оборудованием. Для поселения в тысячу человек предприятие сразу стало градообразующим.

Самая известная фотография "императора русского фарфора", Поставщика Двора Его Императорского Величества, кавалера орденов св. Станислава III-й степени и св. Анны III-й степени ("Анна на шее") Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911). Фото взято из Википедии.
Самая известная фотография "императора русского фарфора", Поставщика Двора Его Императорского Величества, кавалера орденов св. Станислава III-й степени и св. Анны III-й степени ("Анна на шее") Матвея Сидоровича Кузнецова (1846-1911). Фото взято из Википедии.

Фабрика имела три заводских корпуса. Цеха располагались в просторных, хорошо проветриваемых помещениях с высокими потолками и большими окнами. Во всех корпусах было проведено электрическое освещение. Для доставки тяжестей на этажи использовались лифтовые подъёмники. На людях, работавших на него М.С. Кузнецов (в отличие от своего двоюродного брата И.Е. Кузнецова) не экономил. Для нужд рабочих прямо на фабрике были открыты душевые. На средства фабрики в селении построили школу, больницу, баню, библиотеку. Для сезонных рабочих в бывшей винокурне было организовано общежитие со столовой. В 1902-м году на средства "Т-ва М.С. Кузнецова" построили Николаевскую церковь с уникальным майоликовым иконостасом, изготовленным на кузнецовской же Тверской фабрике. Большую роль именно в таком подходе к производству сыграл приглашённый управлять всем кузнецовским "холдингом" Петр Иванович Ануфриев, до того служивший на одной из фабрик В. Морозова главным бухгалтером. Именно Ануфриев предложил программу технического перевооружения фабрик (применение механизации и машинных способов росписи: печати, деколи и трафарета) и строительства инфраструктуры за счёт получаемой прибыли (а М.С. Кузнецов программу одобрил). Хотя, к слову, все вышеперечисленные "ништяки" не мешали рабочим фабрики время от времени участвовать в забастовках с требованием повышения зарплат и улучшения условий труда. В следующей галерее представлены тарелки фабрики самой распространённой формы с самыми простыми рисунками.

Ещё несколько тарелок с интересными рисунками...

Фабрика в Будах стала четвёртым предприятием, включённым в «Товарищество производства фарфорово-фаянсовых и майоликовых изделий», основанное в сентябре 1887-го года. До 1892 года Ново-Харьковская фабрика изготавливала посуду из полуфаянса, затем перешла на фаянс. В 1894 году были изготовлены первые изделия из фарфора.

Ассортимент фабрики включал свыше 1000 видов посуды и скульптур малой пластики. Фарфор составлял примерно третью часть от всего объёма производства. В Будах была впервые опробована техника шелкографии с дорисовкой. Это позволило ускорить нанесение сложных изображений, сохраняя эффект ручной росписи.

В 1897-м году руководство фабрикой перешло к сыну М.С. Кузнецова - Александру Матвеевичу Кузнецову. К началу XX-го века фабрика в Будах стала лидером фаянсовой отрасли России. В 1901-м году в Будах была установлена самая мощная в России паровая машина "Компаунд", а 1911-й год ознаменовался запуском на фабрике новейшей технологической новинки того времени - большой тоннельной печи для обжига литых изделий. В результате таких кардинальных усовершенствований фабрика за 1913-й год выдала рекордную цифру выпуска посуды - 11 миллионов изделий, а штат работников расширился до 2500 человек!.

А дальше были война, две революции, Гражданская война и переподчинение Харьковщины новой республике в составе СССР...

Это канал фарфороголика на Яндекс-Дзен. Если статья вам понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал!

Еда
6,93 млн интересуются