Все-таки удивительная вещь приключилась с корейским автопромом. Южная Корея - это один из мировых лидеров по экспорту легковых автомобилей. Огромные суда-автомобилевозы каждый день отправляются из портов этой страны с продукцией, на которой стоит шильдик Hyundai, KIA, Renault, Chevrolet и Ssangyong.
Впрочем, на этих судах практически никогда вы не встретите автобусов. Вы когда-нибудь видели городской автобус из Южной Кореи? Многие жители городов Сибири и Дальнего Востока хорошо знают о них. Да, на них стоят хорошие и надежные дизели и коробки передач, они практически не ломаются и выхаживают десять и более лет. Но!!!
Вы думаете, что это комфортабельная для пассажира техника для перевозок? Спешим вас разочаровать. Если перечислять недостатки, то не хватит пальцев двух рук. Это и высокий пол, высокие ступени, неудобные сидения, да и расположены они так, что колени упираются во впереди стоящее кресло. В общем, посмотрите сами на фото, сделанное нашим сотрудником.
В общем, какой-то треш. Представители нашей редакции бывают в городах Зауралья и не понаслышке знают об этой «беде». И вот к какому консенсусу мы пришли.
Первое. Корейцы очень неприхотливый народ, как и их соседи японцы. Поэтому в салонах корейских автобусов такой минимализм.
Второе. Автобусы марок Hyundai, Daewoo, Kia не поставляются на экспорт. Потому для неприхотливого корейского пассажира приводить салон в высоко комфортное состояние европейского уровня с низким полом, удобным размещением сидений, не имеет смысла.
Вот мы и нашли то «зерно», что подвигает автопром к развитию – это экспорт.
Легковой автопром Южной Кореи живет за счет экспорта, потому он и является передовым. Экспортоориентированная модель развития сделала с этим сегментом свое дело. А вот автобусостроение не было ориентировано на экспорт, потому такие неудобные б/у корейские автобусы колесят по городам и весям востока нашей страны. Они предназначены для домашнего корейского рынка. Даже китайская пассажирская техника намного комфортабельнее.
А теперь вернемся в родные пенаты. В правительстве РФ прекрасно понимают, что экспорт – это сильнейшая движущая сила развития. Недаром несколько лет назад в Стратегии развития автопрома РФ до 2025 года одной из целей был записан экспорт. Под это даже был создан специальный фонд, стимулирующий данный процесс. А стратегической целью стало обеспечение 12-14% от объема выпуска российских заводов на экспорт. Проиллюстрируем эту цель из презентации чиновника из Минпромторга РФ Дениса Пака, отвечающего за автопром.
Поэтому наш канал отмечает тревожную тенденцию, что замыкание отечественного автопрома на внутреннем рынке, не будет стимулировать его производить качественные автомобили, удовлетворяющие самым высоким требованиям.
На данном этапе, конечно, важно, чтобы автопром имел все критические компетенции и мог конкурировать на глобальном уровне. Это также отметил президент РФ на совещании по автопрому 16 июня с.г. Цитируем:
«…ключевым элементом должно стать наличие у России собственных критических технологий и производств, причём их уровень должен обеспечить глобальную конкурентоспособность нашей отрасли в целом».
Но для этого надо развивать экспорт и тут вырисовывается такая проблема. Примерно год назад генеральный директор Volkswagen Group Rus Штефан Меха в своем интервью изданию «КоммерсантЪ» отмечал, что для развития его подведомственного предприятия в Калуге недостаточно широкие возможности для экспорта. Он говорил тогда в интервью, что у страны мало соглашений о зонах свободной торговли. То есть экспорту мешает изолированность страны.
Вспомним, что в стратегии французской компании Renault (известной как Renaulution), где были прописаны целевые задачи для российской марки Lada, экспорту уделялось большое значение. При этом особо подчеркивалось, что главным драйвером зарубежной экспансии должна стать новая модель Lada Niva построенная на альянсовской платформе CMF-B.
Убиваются сразу "два зайца". Французский производитель расширяет модельный ряд на своей платформе, заполняет на рынках разных стран свободную нишу культовым полноприводным внедорожником. А для АвтоВАЗа, в свою очередь, проникновение на зарубежные рынки, стимул для повышения качества выпускаемых автомобилей, новые технологии и т.п. То есть, однозначно, развитие.
В текущих условиях, какие-то рынки, конечно, останутся открытыми для российского автопрома. Но это не тот стимул, чтобы идти семимильными шагами вперед, поскольку основной и главный потребитель - домашний рынок. Конечно, если порыться в истории, то на экспорт в СССР шло много автомобилей, произведенных на Волжском автозаводе. Но опять же это были рынки социалистических стран. А они также были закрытыми. Потому и накапливалась на тольяттинском ВАЗе отставание, снижалось качество, медленно обновлялся модельный ряд.
Уважаемые читатели!
Как вы думаете, может ли экспорт стать стимулом развития отечественного автопрома? Пишите в комментариях
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz