Как-то уж подозрительно быстро в ЮНЕСКО согласились признать любимые всем миром свекольные щи "объектом нематериального культурного наследия Украины". Не пришлось бы исправлять...
На дружественном портале "Ru - By" сделали хорошее расследование борщевого скандала (рекомендую к прочтению 😊)
Что интересно, я, да и не только я, знакм, насколько сложно попасть в такой список ЮНЕСКО (хотя чисто материально ничего такое попадание не даёт). Вся наша огромная Россия и немаленькая Беларусь представлены в нём всего четырьмя строками. Для Беларуси:
- Торжество в честь Будславской иконы Божией Матери («Будславский фест» в агрогородке Будслав Мядельского района Минской области Белоруссии) (2018).
- Цари Коледы (2009) — традиционный народный праздник в деревне Семежево в Копыльском районе.
И для России:
И во всех этих четырёх случаях поспорить о национальной принадлежности априори невозможно.
А вот у Украины в списке аж пять позиций, и четыре из них были внесены после 2014 года. Смотрим:
- Петриковская роспись (2013). Ну, тут не поспоришь. Украинская декоративно-орнаментальная народная живопись действительно родом из посёлка Петриковка в Днепропетровской области Незалежной.
А дальше, уже после 2016-го, процесс включения в список сильно активизировался:
- 2016 – Казацкие песни Днепропетровской области. Красивые песни. ничего не скажешь. Но кто мне объяснит, почему песни Днепропетровских казаков являются объектом нематериального наследия, а Кубанских - нет? В чём разница?
Но дальше
- 2021 – Орьнек, национальный крымскотатарский орнамент. Именно так, орнамент Крымских татар вдруг объявляется не их наследием, а наследием Украины, государства, в составе которого полуостров пребывал всего 60 лет, с 1954 по 2014 год. Какое отношение имеет этот орнамент к Украине – вообще непонятно. Она что, его развивала? Берегла, в 2021 году? Или просто хотела застолбить за собой что-то неоспоримо крымское? Для чего в 2018 году занесла его в свой список нематериалдьного наследия (иначе говоря - присвоила), а в 2021-м - провела и в ЮНЕСКО.
И, наконец
- 2022 год – Украинский борщ
Что до него, вот что писал сорок лет назад в своей монографии "ОЧЕРКИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО ФЕОДАЛЬНОГО ГОРОДА" знаменитый советский историк, археолог и этнограф Михаил Рабинович (получивший, кстати, за цикл работ по культурному наследию Государственную премию):
"... источники конца XVI в. знают такое словоупотребление: шти (просто), шти капустны, шти борщовы, шти репяны (ДАИ, т. 1, № 135). Упоминания эти относятся к Троице-Сергиеву и Тихвинскому монастырям, т. е. к центральной и северной Руси; на три столетия позже отмечалось, что в северных губерниях штями называли вообще всякий суп с приправой, в том числе похлебку из картофеля, крупы и т. п. (Дворникова, с. 394). Борщ же в XIX в. готовили преимущественно в южнорусских губерниях. Однако о более раннем времени этого нельзя сказать с уверенностью, поскольку в XVI в. борщ настойчиво рекомендует Домострой – московский источник, возможно, новгородского происхождения".
И ведь до этого за статус "родины борща" отчаянно боролись поляки, а тут - будто бы и не было этого. Прям удивительно 😊 А ведь это в стране одно из любимых блюд, традиционно подающееся в начале рождественского праздника. Вот за права на "водку" мы с ним боремся уже ни одно десятилетие, и уважаемые международные эксперты так ничью позицию и не примут. Полагаю, что в случае с борщом поляки сами сошли с дистанции, что освободить дорогу "украинским братьям".
Но, если так, то надо, как этого давно требуют белорусы, внести в список "объектом нематериального культурного наследия" ЮНЕСКО популярные во всём мире картофельные оладьи, "блюда из тёртого картофеля". Они же - драники.
Если говорить о России, мне тут же, кроме спорной водки, приходят на ум бесспорные
- холодец
- тюря (обожал в детстве)
- вологодское масло и можайское молоко
- сало (да да, не удивляйтесь, знаменитый английский историк, дипломат и путешественник Джайлс Флетчер, ещё в 1591 году в своей книге «О государстве Российском» писал, что в Московии «его приготовляют весьма много для вывоза за границу». Лучшее сало, по его утверждению, производилось в Смоленске, Ярославле, Угличе, Новгороде, Вологде, Твери и Городце)
- сбитень и медовуха
- и, конечно, невозможно прекрасная Окрошка
А что бы добавили в этот список вы? Давайте составим наш собственный список нематериального культурного наследия Беларуси и России. Обещаю его послать в ЮНЕСКО 😊 Что дальше будет – посмотрим.
Валерий ЧУМАКОВ, Москва
Фото: wikipedia. org
Черно-белые фотографии обработаны, восстановлены и раскрашены программой Movavi Picverse
© "Белорус и Я", 2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!