Доброго дня уважаемые кофеманы! Пришло время узнать ещё одну кофейную историю, на этот раз самую близкую – историю развития кофейной культуры в России.
Известно, что кофе завезли в Европу ещё в начале 17 века, но при этом он распространялся очень неоднородно и в некоторых странах появился только ближе к концу века.
Принято считать, что официальная история кофе в России отчитывается от 1665 года, когда личный врач царя Алексея Михайловича прописал ему кофейный напиток, как лекарство от головных болей и насморка.
Однако, до почти самого конца века кофе не получал дальнейшего распространения и оставался лекарственным средством. Всё изменилось, только во время голландской поездки Петра I, где монарх по достоинству оценил вкус загадочного напитка и вернувшись в Россию повелел всем подданным пить кофе на официальных приемах и повсеместно. Резкие нововведения, не оставили равнодушными представителей духовенства, которые подобно европейским католикам отнеслись с большим подозрением и осуждением кофейного напитка.
Первые кофейные дома открылись в прогрессивном Петербурге, а в 1724 году царским указом было открыто ещё 15 трактиров для приёма иностранных гостей, предпочитающих кофе.
Ряд историков также указывает на возможные несоответствия в дате открытия первого кофейного дома. По ряду исследований фактически выходит, что первый кофейный дом был открыт лишь по приказу Анны Иоанновны в 1740 году.
Екатерина II отличалась еще большей любовью к кофе, чем её царственная предшественница и любила особо крепкий напиток. Императрице подавали до 5 чашек кофе за утро, на приготовление которых уходило 400 грамм молотых зёрен. После такого энергетического заряда императрица чувствовала небывалый прилив сил в течении всего дня.
В середине 18 века появляется культура гадания на кофейной гуще, ставшая настолько популярной, что в последующие годы появились специальные книги по тонкостям этого процесса и специальные женщины, овладевшие этим искусством, которых называли «кофейницами».
К началу 19 века число кофейных заведений продолжало расти и среди всех выделяется знаменитая Петербургская «Кондитерская Вольфа и Беранже». По легенде, перед судьбоносной дуэлью сюда заходил Александр Сергеевич Пушкин.
Несмотря на большую популярность напитка, мода на него среди простых людей в России не шла дальше столицы, вплоть до наполеоновских войн. Русские солдаты попробовали напиток в Австрийских землях, где он был распространён, в том числе среди местного простонародья. Солдаты окрестили напиток «кавой» и стали готовить его наподобие австрийских крестьян с добавлением картофеля, цикория и патоки заваривая в железной посуде на открытом огне. В первые годы солдаты предпочитали не пить кофе, а делать из него похлёбку с хлебом и даже луком и солью.
Высшие офицерские и командные чины при этом уже были знакомы с кофейным напитком столь популярным не только в Петербурге, но и в Москве, где накануне нашествия Наполеона, было открыто уже 11 кофеен. Москва считалась «чайным» городом, но после пожара, расстановка кофейно-чайных сил начала меняться и кофе становился всё более востребованным напитком для знати и всех «деловых людей».
Однако, в отличии от прочих европейских стран «победоносного» шествия по городам и весям у кофейного напитка не получается и на протяжении 19 столетия Россия остаётся традиционно чайной страной, «траву» из Китая повсеместно приучаются пить даже небогатые слои населения.
Даже к началу 20 века в Россию ежегодно импортируется кофе лишь на 5–7 млн руб. в отличии от чая, которого закупали на целых 50-60 млн ежегодно. Основной транзит шёл через Петербург и Одессу, куда привозили бразильский кофе, а также аравийский «мокко». Уже в начале XX века кофейни для народа стали появляться по всей России – от Петербурга до Одессы.
До революции пик кофейного импорта приходится на 1913 год, когда в страну ввезли более 12 тыс. тонн кофе, а стоимость чашки бодрящего напитка в Петербурге снизилась до 2 коп. – немногим дороже чая. Однако начавшая укрепляться популярность и доступность кофе стремительно рушится после революции и последующей Гражданской войной, обрушившей импорт кофе почти до нуля. Во многом такая ситуация была связана с образом кофе, оторванного от народа, который становился всё дальше и дальше в последующие годы. Чай в то же время считался стратегическим товаром, курирующийся государством.
Примечательно, что среди простого народа становится популярным кофе из желудей. Его готовили следующим образом: плоды дуба очищали от чашечек, резали, сушили на печке, затем запаривали кипятком, после чего вновь сушили и обжаривали на медленном огне. Уже поджаренные желуди измельчали в кофемолке, а для запаха добавляли щепотку настоящего кофе.
Кофе в союз возвращается в широкий оборот только с началом НЭПа и к 1925 году завозится уже свыше 1400 тонн, но уже в период сталинского правительства поставки вновь падают, а чайный оборот по-прежнему остаётся стратегическим направлением показывая рост.
Ежегодные закупки кофе во время Второй мировой войны выросли с началом массированных поставок сырья из США. Большая часть попадавшего в СССР кофе закупалась в Колумбии. Выдача кофе была строго нормирована на протяжении всего военного времени.
По воспоминаниям участников Парада Победы в июне 1945 года, всех солдат, которым предстояло промаршировать по Красной площади, в тот день подняли в час ночи и каждому выдали по стакану кофе.
Судьбоносным фактом, позволившим кофе всё-таки стать по-настоящему народным напитком стала любовь к нему Леонида Ильича Брежнева. За время его правления потребление натурального кофе в стране выросло в полтора раза. С 1972 года в СССР на Днепропетровском комбинате пищевых концентратов впервые началось собственное производство растворимого кофе.
Кризис и распад СССР ознаменовался падением кофейного импорта, но показательно, что завершение кризиса 1990‑х ознаменовалось в России резким увеличением потребления кофе. С 2000‑го по 2005 год импорт кофе вырос со 104 тыс. до 216 тыс. тонн, более чем в два раза! Для сравнения: в благополучной Германии за то пятилетие рост импорта кофе составил всего 15%.
На сегодняшний день сохраняется тренд на недорогой растворимый кофе, хотя потребление зернового и дорогостоящего напитка постепенно укрепляет свои позиции.
Россия как известно не производит кофе, но тем не менее можно выделять ряд крупнейших отечественных компаний импортёров: Черная карта, Московская кофейня на паяхъ, Орими Трэйд.
Мы гордимся тем, что с 2007 наша компания «Uvenco» года помогает развивать российскую кофейную культуру, зародившуюся ещё в 17 веке! Тысячи наших кофейных аппаратов собственного производства делают доступными напитки из зернового кофе для широких слоёв населения в 65 городах России.
Что было и будет с кофейной историей мира вы узнаете только на нашем канале!