Эта публикация продолжает тему довоенного советского велостроения. Представляю вашему вниманию дорожный велосипед марки «Украина», изготовленный на 1-м Государственном Велозаводе в Харькове в 1933 году.
Харьковский Велозавод в 1933 году подчинялся Украинскому Тресту Массового Производства «Укртремасс». В начале 1930-х годов Харьковский велозавод переживал серьезный кризис – резко упало качество выпускаемой продукции и предприятие получало большое количество рекламаций от владельцев велосипедов ХВЗ. Со сбытом проблем не было – в ту пору в Советском Союзе работало всего три велозавода – Харьковский, Пензенский и Московский, который был запущен в 1932-м и еще не вышел на проектный уровень производства. Велосипедов в стране катастрофически не хватало, так как импорт к тому времени практически прекратился. В 1930 году государство выпустило билеты целевого займа под названием «Велосипедные обязательства». Инициатором займа было Всесоюзное объединение машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (Машинообъединение). Цель займа была двоякая – с одной стороны, привлечь средства для постройки велозаводов и реконструкции уже имеющихся; с другой – облегчить трудящимся приобретение велосипедов. Срок обеспечения Велообязательств наступал в 1932-33 годах и для этого преимущественно использовались машины Харьковского и Пензенского велозаводов. Если пензенские велосипеды получатели хвалили, то на харьковские поступали многочисленные жалобы – низкое качество материалов, некачественная сборка, бракованные детали, скверная окраска и гальваника – все это отмечалось в рекламациях.
К 1933 году продукция Харьковского велозавода считалась худшей среди отечественных велозаводов. Выправить ситуацию на заводе не могли – комплексная деградация производства парадоксально наблюдалась на фоне повышения государственных ассигнований на его оздоровление. Одной из причин была так называемая «штурмовщина» - стремление выполнить чрезмерно высокий план выпуска любой ценой, за счет экономии материалов и затрат на производство, найма неквалифицированной рабочей силы и т.п. Второй причиной был окончательный переход с импортного на отечественное сырье – смежники хронически не выполняли план поставок труб, металла и шарикоподшипников, а только что созданное производство велоцепей постоянно «сбоило». В 1934-м руководство СССР приняло радикальное решение – завод был передан из ведения республиканской местной промышленности в управление общесоюзного Главного Управления Метизной Промышленности Народного Комиссариата Тяжелой Промышленности (Главметиз НКТП СССР). После короткого, но неизбежного переходного периода дело наладилось – повысилось качество выпускаемых велосипедов, завод закончил очередной этап реконструкции, были налажены цепочки поставок материалов и сырья, а в 1936 году появилась новая модель МД-1 «Украина», более-менее стандартизированная по основным параметрам с велосипедами производства других советских велозаводов.
Однако, вернемся к велосипеду из коллекции Веломузея: представленный в обзоре велосипед «Украина» 1933 года – это дорожная машина, весьма сходная с английскими велосипедами аналогичного класса, но с одним исключением - велосипед оснащен задней тормозной втулкой типа «Торпедо», имеющей немецкое происхождение. Надо сказать, что Харьковский Велозавод еще с середины 1920-х сделал ставку на эту систему торможения, в отличии от других велозаводов СССР довоенного времени – Пензенского и Московского, которые использовали тормозные втулки английского типа «Иди» (Eadie Coaster). Модель спроектирована на основе стандартов, введенных известнейшей британской компании BSA, но не является копией ни одной из ее моделей. Стандарты BSA в мировом велостроении были самыми распространенными на протяжении 1910-30-х годов, так что их использование в СССР вполне соответствовало международной отраслевой практике. Под «стандартами BSA» я подразумеваю не только размеры и резьбовые стандарты, но и технологии производства, а также конструкцию основных узлов и элементов велосипедов. Фабрика BSA использовала для комплектации своих машин стандартную продукцию сторонних фирм – обода Westwood, седла Brooks и т.п., действуя также в рамках общих тенденций.
При внимательном сравнении с имеющимся в коллекции Веломузея велосипедом ХВЗ 1927 года выпуска бросается в глаза явное упрощение конструкции и декора практически всех элементов и небрежность в изготовлении частей – многие детали имеют незаполированные следы металлорежущего инструмента, а кое-где даже видны несоосности отверстий. В общем, деградация производства на Харьковском Велозаводе, отмечаемая в исторических документах, зримо прослеживается на натурном образце сохранившегося велосипеда.
Эта машина была приобретена мной в Харьковской области в начале 2010-х годов. Велосипед хранился в разобранном и частично законсервированном состоянии на чердаке жилого частного дома. Колеса и крылья были обмазаны солидолом и хранились отдельно от рамы. Судя по всему, рама было прислонена к печной трубе и по ней стекала вода с печной сажей, что сильно повредило оригинальную окраску и полностью уничтожило кожаную покрышку седла. Что удивительно, сохранилась оригинальная декаль на диагональной трубе с надписью «Украина», выполненная необычным шрифтом, по стилю похожим на готический. Декаль с эмблемой завода на головной трубе, к сожалению, утрачена. Велосипед сохранился в полностью аутентичной комплектации, включая шины. Вероятно, разобран и законсервирован он был еще в годы Великой Отечественной Войны. В процессе реставрации были заменены на аналогичные только ручки руля и покрышка седла, благо «донор» у меня имелся – такой же велосипед, отличающийся по номеру рамы всего на несколько десятков единиц, но с варварски переваренной рамой и с отсутствующими колесами и крыльями.
Этот редчайший образец харьковского велосипеда первой половины 1930-х займет свое место в экспозиции, посвященной советской велосипедной промышленности довоенного периода.
Здесь вы можете посмотреть обзор самой первой модели Харьковского Велозавода:
А здесь - образца, построенного в 1927 году:
Рекомендую также прочитать публикацию об истории самой первой послевоенной модели ХВЗ: